Индекс материала |
---|
Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых |
Позиция взрослых |
Поиск решения |
Содержание документа |
Инструктора объеденяются |
Все страницы |
Такая позиция взрослых до определённой степени изменяла их отношения с детьми, поскольку главным в ней была поддержка пионеров, ориентированная на развитие их самодеятельности, что приближало взрослых и детей к формированию отношений сотрудничества. Как показала практика, в дружинах, где работали опытные вожатые и были способные к перестройке своего взаимодействия с пионерским отрядом учителя, позиция педагогического обеспечения принималась и реализовывалась, но в массовую практику этот подход не вошел.
В конце 80-х годов ХХ века в условиях усиливающегося стремления перестроить, обновить пионерскую организацию, которое проявляли и её руководители разного уровня, и исследователи, и дети, на всесоюзных пионерских форумах начали развиваться идеи о «товариществе» как основе позиции вожатого и вообще взрослого по отношению к пионерскому объединению, способной гармонизировать отношения детей и взрослых в нём. В качестве эффективного инструментария для реализации этой позиции рассматривалась система взрослого членства в детской организации, известная по опыту скаутских и коммунарских объединений, а также по передовому опыту ряда пионерских объединений страны. На Всесоюзной конференции пионерских работников (1990 г.) был создан «Кодекс взрослых в пионерской организации», наметивший новые черты позиции взрослого в ней. В работе X–го Всесоюзного пионерского Слёта впервые взрослые принимали участие в качестве делегатов. Основные положения Кодекса были ими поддержаны. Однако апробировать этот документ в рамках Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина в силу известных причин не удалось.
На современном этапе многими пионерскими объединениями РФ и стран СНГ идея взрослого членства принята.
В то же время, наблюдения показывают, что позиционирование себя в уставе в качестве «организации детей и взрослых» само по себе не изменяет отношений между детьми и взрослыми в объединении пионеров, не приводит к их гармонизации автоматически. Между тем для современного пионера-подростка значимость системы отношений в организации со сверстниками и с взрослыми (как показали исследования) чрезвычайно высока.
Данные опросов свидетельствуют, что и авторитарный стиль взрослого, и его дистанцирование от коллектива, а также мелочная опека пионерами категорически не принимается. В то же время, приветствуются умение быть на равных, готовность принять мнение ребят, а самое главное – постоянная совместная работа с ребятами в организации.
По сути, эти оценки детей близки к позициям отечественных педагогов, показавших и в своих теоретических разработках, и в практической работе с детьми умение строить с ними отношения высокой гуманистической пробы.
Определяя позицию взрослого по отношению к воспитаннику, С.Т. Шацкий отмечал: «Мы – товарищи детей. Мы должны делать всё, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети. Чем больше они будут видеть в нас участников их жизни, тем лучше. Пусть они за нами замечают все промахи наши, тогда мы легче сойдёмся с ними и добьёмся искренних отношений».
Раскрывая сущность педагогической позиции, А.С. Макаренко писал: «перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них за все идеалы первоклассного советского детского учреждения. Отсюда вытекает и метод его педагогической работы», – подчеркнув: «сущность его педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников…».
И.П. Иванов определял такую педагогическую позицию как «общую заботу», формирующую «содружество поколений», в процессе реализации которой воздействия педагога на подростка будут сочетать открытое и скрытое влияние с доминированием последнего. По мнению учёного, такая позиция педагога базируется на подлинно коллективистических отношениях, выстраивающихся благодаря воспитательным отношениям товарищества, сущность которых можно было бы определить как взаимодействие воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направленных на улучшение своей и окружающей жизни. Эти отношения представляют собой (по мнению И.П. Иванова) коллективную деятельность, обеспечивающую активную позицию каждого члена коллектива.
Таким образом, предпочтения пионеров созвучны принципам товарищеских отношений в системе «дети-взрослые».
По их мнению, товарищеские отношения в организации, пронизанные гуманизмом и заботой, «дают возможность почувствовать себя человеком»; «не подавляют, а поднимают тебя»; «отличаются добротой, пониманием, но и, если надо, – суровой справедливостью». Именно такие отношения, как показывают многолетние наблюдения в коллективе РПШ «Комиссары», руководителем которого мы являемся с 1976 года, воспринимаются пионерами как одна из наиболее привлекательных сторон жизнедеятельности их объединения.
С точки зрения взрослых товарищеские отношения ведут к развитию субъектной позиции подростка в общественном объединении. В системе «дети–взрослые» они возникают, если субъектная роль ребенка для взрослого является и ценностью, и целью его воспитательных усилий, если в основе его взаимодействия с детьми лежит установка на диалог.
Учитывая сказанное выше, позиция «старшего товарища», созвучная основам пионерства, адекватна как позиция взрослого, действующего в пионерском объединении. Она позволяет гармонизировать отношения детей и взрослых в современном объединении пионеров (как членов объединения), преодолеть позиционную отстранённость взрослого от детского объединения.
Наше исследование и многолетний опыт показали: формирование товарищеских отношений в системе «взрослые–дети» процесс непростой. Для его успеха, в частности, требуется специальная система методов, которая получила название «система взрослого членства в пионерском объединении».
В Московской городской пионерской организации (МГПО) такого рода система функционирует с 1995 года. В процессе формирования этого опыта потребовалось решить целый комплекс задач. Он включает:
- определение роли, места взрослых в современной самодеятельной пионерской организации и их особых функций и задач в ней;
- разработку механизмов реализации взрослыми своих особых функций без ущерба для самодеятельных начал организации;
- формулирование педагогической позиции взрослого члена пионерской организации в современных условиях и нахождение путей её реализации в практике жизнедеятельности пионерских коллективов;
- построение системы, позволяющей взрослому члену современного пионерского объединения освоить соответствующую педагогическую позицию и простроить перспективы личного роста в организации;
- нахождение путей реализации возможностей разных категорий взрослых-общественников в жизнедеятельности детской организации.
В ходе разработки и реализации на практике системы взрослого членства в МГПО, наряду с другими, решалась задача кадрового обеспечения жизнедеятельности самодеятельной пионерской организации в условиях изменения позиции государства в этом вопросе.