Суббота, Апреля 20, 2024
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Социально-педагогический потенциал

Индекс материала
Социально-педагогический потенциал
Речь идёт о...
Таким образом
Все страницы

Социально-педагогический потенциал, по нашему мнению, является одной из важных характеристик детского общественного движения, отдельных его отрядов.

Несколько слов о самом понятии.

Потенциал – возможности («энергия»), присущие изучаемому нами объекту, исходя из его внутренних, сущностных характеристик, для реализации своих объективных функций (предназначений), всех или их части, при наличие необходимых (благоприятных для этого) условий.

Под социально-педагогическим потенциалом детского общественного движения мы понимаем возможности, присущие ДОД как явлению, для реализации своих важнейших функций, и, прежде всего, - воспитания в широком смысле этого понятия и социализации личности подростка в совокупности (двух сторон сложного диалектического единства - процесса формирования личности подрастающего гражданина своего Отечества).

Эти возможности, по нашему мнению, коренятся в сущности ДОД (процесса зарождения, становления, развития и исчезновения; совокупности жизнедеятельности ДОО разных типов и видов) как социально-педагогического явления. А также в сущностных характеристиках различных ДОО.

Среди составляющих сущностной характеристики ДОД как социально-педагогического явления выделим следующие:

Во-первых, ДОД относится к видам социальных движений, в данном случае защищающим интересы и реализующим потребности детей как особой социальной группы населения.

Во-вторых, ДОД представляет из себя форму общественной активности детей.

В третьих, оно является важным средством для решения задач развития и социального становления подрастающего поколения юных граждан.

Детские общественные объединения (стержневой компонент ДОД) отличаются от других форм активности детей и форм воспитательной работы, как нам кажется, в совокупности следующими важнейшими показателями:

  • Общественной с одной и личностной с другой стороны направленностью своей жизнедеятельности;
  • Добровольностью членства;
  • Весомым уровнем развития самодеятельных начал;
  • Значительной самостоятельностью в своей жизнедеятельности;
  • Гуманистическим типом взаимоотношений (отношений);
  • Развитой (или активно развивающейся) системой традиций, символики, атрибутики, ритуалов и других игровых инструментариев, а также правил, норм жизни в ДОО, что создаёт самобытный облик объединения.

При этом ДОО непременно должны быть подвержены педагогическому воздействию в разных видах и формах.

Таким образом, к детским общественным объединениям могут быть причислены, при наличии у них названных выше показателей, самые различные детские сообщества (их формальный статус, названия, учредители, место в штатных расписаниях различных учреждений и организаций, если таковое имеется, решающей роли в данном случае не играют).

Подчеркнём, всё сказанное выше относится именно к детским общественным объединениям, детскому общественному движению (слово общественное является стержневым), социально и педагогически организованной части детского движения, явления несравненно более широкого, характеризующегося как «способ освоения детьми мира и воздействия на него путём коллективной деятельности в кругу сверстников» (А.В. Луков); и охватывающего совокупность форм «конкретно - исторического состояния институциональной организованности детей и подростков, характеризующейся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций и формирований» (И.Н. Никитин).

Социально-педагогические возможности ДОД теснейшим образом связаны с той конкретно исторически (с одной стороны) и социально (с другой стороны) обусловленной (в ряде случаев поддержанной и «утверждённой» государством) системой ценностей, которая объективно лежит в его основе.

Думается, в этой системе ценностей сегодня следует особо выделить: гуманизм, патриотизм, гражданственность, созидательность, природосообразность, социосообразность, самодеятельность.

Социально-педагогические возможности ДОД находят своё отражение в таких важнейших категориях, как: системы деятельности, основы взаимоотношений и принципы жизнедеятельности, характерных для различных ДОО.

Если признаки (выделенные нами выше показатели-характеристики) ДОД выражены, а ценности действительно лежат в основе его жизнедеятельности, ДОД в целом  и ДОО разных типов в той или иной мере объективно способны реализовывать на практике в совокупности, следующие социально-педагогические цели-функции:

  • Включение членов ДОО на посильном для них уровне в общественную жизнь, разнообразную социальную практику как средство гражданского становления личности ребёнка;
  • Удовлетворение потребностей и интересов членов ДОО, в первую очередь, детей (прежде всего, социальных по своей сути, например в объединении, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей на практике); передача некоторых специфических знаний (тех, которые трудно формируются и передаются школой, другими социально-педагогическими институтами, скажем организаторских, связанных с опытом самоуправления и т.п.);
  • Целенаправленное введение детей в социум и адаптация их к нему;
  • Защита прав, достоинства, интересов членов ДОО, в том числе от негативных влияний окружающих их социальных явлений.

Как следствие, организованное ДОД самодеятельного характера, гуманистической и патриотической направленности может способствовать появлению в обществе пласта, во-первых, критически мыслящей; во-вторых, активной; в третьих, инициативной и творческой молодёжи, имеющей, в четвёртых, своего рода, «социальный иммунитет» ко многим негативным явлениям социума.



Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2024 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки