Четверг, Марта 28, 2024
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Индекс материала
Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых
Позиция взрослых
Поиск решения
Содержание документа
Инструктора объеденяются
Все страницы

Под гармонизацией отношений в системе «дети-взрослые» в современном детском общественном объединении нами понимается определение характера взаимодействия детей и взрослых (и соответствующей педагогической позиции последних), адекватного сущностным характеристикам детского общественного, в нашем случае – пионерского объединения; выработка комплекса методов и приёмов, позволяющих взрослым реализовать на практике свои роли в такого рода объединении без ущерба для его самодеятельного характера, с одной стороны, и всесторонне обеспечить жизнедеятельность объединения в процессе реализации ими своих, «взрослых» функций, – с другой.

Отметим: отношения в системе «дети–взрослые» в разные периоды истории пионерского движения нашей страны складывались по-разному, ибо различными были статус и позиция взрослого, как в движении в целом, так и применительно к конкретному пионерскому объединению, хотя всегда она отличалась двойственностью. Кратко остановимся на этом важном вопросе.

Суть двойственности позиции взрослого-вожатого в первое десятилетие существования пионерского движения заключалась в следующем: с одной стороны, он – уполномоченный комсомолом руководитель детской организации, а с другой – член организации, выполняющий «взрослые» функции. Подобное положение, по нашему мнению, являлось следствием того, что немалая часть первых пионервожатых вышли из скаутских формирований, в которых было взрослое членство. В то же время, многие вожатые, направленные на работу с пионерами комсомолом, рассматривали её именно как поручение молодёжной организации.

Весь последующий период функционирования ВПО имени В.И.Ленина старший вожатый дружины характеризовался также с двух позиций (хотя и иных) – как представитель комсомола, т.е. член другой организации, и как член педагогического коллектива школы, на базе которой создавалась дружина. Один из принципов деятельности пионерской организации формулировался как «самодеятельности пионеров в сочетании с педагогическим руководством».

Данная ситуация в немалой степени была задана действовавшей в то время моделью организации, которая базировалась в школе, была напрямую включена в систему ее работы, а также особой ролью комсомола как «вожатого пионеров». Из этой модели следовало, что вожатый был скорее не в составе организации, а фактором внешним по отношению к ней.

По представленным в феврале 1983 года данным исследований, проводимых Московском горкомом ВЛКСМ (приводим по записям, сделанным на совещании методистов районных Домов и Дворцов пионеров Москвы), около 80% старших пионерских вожатых города с опытом работы более 3-х лет (опытные вожатые) определяли себя в качестве «наставника», «организатора пионерской работы», «педагога, работающего с организацией», «взрослого человека, осуществляющего помощь и контроль за пионерской работой». Членами организации они себя не позиционировали.

Преодолеть такого рода отстраненность удавалось лишь относительно небольшой части старших пионерских вожатых: по нашим наблюдениям (в то время методиста по работе со старшими вожатыми Кировского р-на Москвы), либо способным изначально занять соответствующую воспитательную позицию по отношению к пионерам, либо прошедшим хорошую школу работы в активе пионерской организации и позднее ставшим вожатыми.

Именно отстранённость вожатого от пионерского объединения, типичная для периода существования ВПО имени В.И.Ленина и порождённая моделью функционирования организации в то время, вызывала в массовой практике многие проблемы в системе отношений «дети-взрослые». Дополнительные сложности создавало то, что эта многомиллионная организация не имела своих кадров взрослых (напомним, старшие вожатые – кадры системы образования, руководители организаций – комсомольские работники). Особенно заметно отстранённость взрослого от пионерского коллектива проявлялась на отрядном уровне. Главным взрослым для пионеров там являлся классный руководитель, т.к. класс и отряд фактически были чаще всего идентичны, а комсомол не сумел обеспечить все пионерские отряды вожатыми. Учителя же, в большинстве своем, вольно или невольно переносили в пионерский отряд формы и методы руководства, знакомые им по учебно-воспитательному процессу. В результате, вместо субъект-субъектных отношений, в наибольшей степени адекватных взаимодействию взрослых и детей в детской общественной организации, превалировали авторитаризм или опекающая забота взрослого, существенно осложнявшие реализацию на практике социально-педагогических возможностей пионерских объединений.

В начале 80-ых годов прошлого века была сделана попытка рассмотреть роль учителя в пионерской организации с позиции педагогического обеспечения. Оно понималось как совместная деятельность педагогов (представителей школы) и вожатых (представителей комсомола), направленная на создание благоприятных условий для реализации воспитательных возможностей пионерской организации и личностного развития её членов. В совместной деятельности педагогам рекомендовалось выполнение следующих функций: диагностика уровня развития пионерской самодеятельности; стимулирование активности пионеров; обеспечение преемственности в обучении организаторской деятельности; коррекция противоречий в организации деятельности пионеров, тормозящих развитие самодеятельных начал; организация общественной поддержки деятельности отряда.



Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2024 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки