Суббота, Апреля 27, 2024
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Индекс материала
Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых
Позиция взрослых
Поиск решения
Содержание документа
Инструктора объеденяются
Все страницы

Под гармонизацией отношений в системе «дети-взрослые» в современном детском общественном объединении нами понимается определение характера взаимодействия детей и взрослых (и соответствующей педагогической позиции последних), адекватного сущностным характеристикам детского общественного, в нашем случае – пионерского объединения; выработка комплекса методов и приёмов, позволяющих взрослым реализовать на практике свои роли в такого рода объединении без ущерба для его самодеятельного характера, с одной стороны, и всесторонне обеспечить жизнедеятельность объединения в процессе реализации ими своих, «взрослых» функций, – с другой.

Отметим: отношения в системе «дети–взрослые» в разные периоды истории пионерского движения нашей страны складывались по-разному, ибо различными были статус и позиция взрослого, как в движении в целом, так и применительно к конкретному пионерскому объединению, хотя всегда она отличалась двойственностью. Кратко остановимся на этом важном вопросе.

Суть двойственности позиции взрослого-вожатого в первое десятилетие существования пионерского движения заключалась в следующем: с одной стороны, он – уполномоченный комсомолом руководитель детской организации, а с другой – член организации, выполняющий «взрослые» функции. Подобное положение, по нашему мнению, являлось следствием того, что немалая часть первых пионервожатых вышли из скаутских формирований, в которых было взрослое членство. В то же время, многие вожатые, направленные на работу с пионерами комсомолом, рассматривали её именно как поручение молодёжной организации.

Весь последующий период функционирования ВПО имени В.И.Ленина старший вожатый дружины характеризовался также с двух позиций (хотя и иных) – как представитель комсомола, т.е. член другой организации, и как член педагогического коллектива школы, на базе которой создавалась дружина. Один из принципов деятельности пионерской организации формулировался как «самодеятельности пионеров в сочетании с педагогическим руководством».

Данная ситуация в немалой степени была задана действовавшей в то время моделью организации, которая базировалась в школе, была напрямую включена в систему ее работы, а также особой ролью комсомола как «вожатого пионеров». Из этой модели следовало, что вожатый был скорее не в составе организации, а фактором внешним по отношению к ней.

По представленным в феврале 1983 года данным исследований, проводимых Московском горкомом ВЛКСМ (приводим по записям, сделанным на совещании методистов районных Домов и Дворцов пионеров Москвы), около 80% старших пионерских вожатых города с опытом работы более 3-х лет (опытные вожатые) определяли себя в качестве «наставника», «организатора пионерской работы», «педагога, работающего с организацией», «взрослого человека, осуществляющего помощь и контроль за пионерской работой». Членами организации они себя не позиционировали.

Преодолеть такого рода отстраненность удавалось лишь относительно небольшой части старших пионерских вожатых: по нашим наблюдениям (в то время методиста по работе со старшими вожатыми Кировского р-на Москвы), либо способным изначально занять соответствующую воспитательную позицию по отношению к пионерам, либо прошедшим хорошую школу работы в активе пионерской организации и позднее ставшим вожатыми.

Именно отстранённость вожатого от пионерского объединения, типичная для периода существования ВПО имени В.И.Ленина и порождённая моделью функционирования организации в то время, вызывала в массовой практике многие проблемы в системе отношений «дети-взрослые». Дополнительные сложности создавало то, что эта многомиллионная организация не имела своих кадров взрослых (напомним, старшие вожатые – кадры системы образования, руководители организаций – комсомольские работники). Особенно заметно отстранённость взрослого от пионерского коллектива проявлялась на отрядном уровне. Главным взрослым для пионеров там являлся классный руководитель, т.к. класс и отряд фактически были чаще всего идентичны, а комсомол не сумел обеспечить все пионерские отряды вожатыми. Учителя же, в большинстве своем, вольно или невольно переносили в пионерский отряд формы и методы руководства, знакомые им по учебно-воспитательному процессу. В результате, вместо субъект-субъектных отношений, в наибольшей степени адекватных взаимодействию взрослых и детей в детской общественной организации, превалировали авторитаризм или опекающая забота взрослого, существенно осложнявшие реализацию на практике социально-педагогических возможностей пионерских объединений.

В начале 80-ых годов прошлого века была сделана попытка рассмотреть роль учителя в пионерской организации с позиции педагогического обеспечения. Оно понималось как совместная деятельность педагогов (представителей школы) и вожатых (представителей комсомола), направленная на создание благоприятных условий для реализации воспитательных возможностей пионерской организации и личностного развития её членов. В совместной деятельности педагогам рекомендовалось выполнение следующих функций: диагностика уровня развития пионерской самодеятельности; стимулирование активности пионеров; обеспечение преемственности в обучении организаторской деятельности; коррекция противоречий в организации деятельности пионеров, тормозящих развитие самодеятельных начал; организация общественной поддержки деятельности отряда.



Такая позиция взрослых до определённой степени изменяла их отношения с детьми, поскольку главным в ней была поддержка пионеров, ориентированная на развитие их самодеятельности, что приближало взрослых и детей к формированию отношений сотрудничества. Как показала практика, в дружинах, где работали опытные вожатые и были способные к перестройке своего взаимодействия с пионерским отрядом учителя, позиция педагогического обеспечения принималась и реализовывалась, но в массовую практику этот подход не вошел.

В конце 80-х годов ХХ века в условиях усиливающегося стремления перестроить, обновить пионерскую организацию, которое проявляли и её руководители разного уровня, и исследователи, и дети, на всесоюзных пионерских форумах начали развиваться идеи о «товариществе» как основе позиции вожатого и вообще взрослого по отношению к пионерскому объединению, способной гармонизировать отношения детей и взрослых в нём. В качестве эффективного инструментария для реализации этой позиции рассматривалась система взрослого членства в детской организации, известная по опыту скаутских и коммунарских объединений, а также по передовому опыту ряда пионерских объединений страны. На Всесоюзной конференции пионерских работников (1990 г.) был создан «Кодекс взрослых в пионерской организации», наметивший новые черты позиции взрослого в ней. В работе X–го Всесоюзного пионерского Слёта впервые взрослые принимали участие в качестве делегатов. Основные положения Кодекса были ими поддержаны. Однако апробировать этот документ в рамках Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина в силу известных причин не удалось.

На современном этапе многими пионерскими объединениями РФ и стран СНГ идея взрослого членства принята.

В то же время, наблюдения показывают, что позиционирование себя в уставе в качестве «организации детей и взрослых» само по себе не изменяет отношений между детьми и взрослыми в объединении пионеров, не приводит к их гармонизации автоматически. Между тем для современного пионера-подростка значимость системы отношений в организации со сверстниками и с взрослыми (как показали исследования) чрезвычайно высока.

Данные опросов свидетельствуют, что и авторитарный стиль взрослого, и его дистанцирование от коллектива, а также мелочная опека пионерами категорически не принимается. В то же время, приветствуются умение быть на равных, готовность принять мнение ребят, а самое главное – постоянная совместная работа с ребятами в организации.

По сути, эти оценки детей близки к позициям отечественных педагогов, показавших и в своих теоретических разработках, и в практической работе с детьми умение строить с ними отношения высокой гуманистической пробы.

Определяя позицию взрослого по отношению к воспитаннику, С.Т. Шацкий отмечал: «Мы – товарищи детей. Мы должны делать всё, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны самым точным образом подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети. Чем больше они будут видеть в нас участников их жизни, тем лучше. Пусть они за нами замечают все промахи наши, тогда мы легче сойдёмся с ними и добьёмся искренних отношений».

Раскрывая сущность педагогической позиции, А.С. Макаренко писал: «перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них за все идеалы первоклассного советского детского учреждения. Отсюда вытекает и метод его педагогической работы», – подчеркнув: «сущность его педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников…».

И.П. Иванов определял такую педагогическую позицию как «общую заботу», формирующую «содружество поколений», в процессе реализации которой воздействия педагога на подростка будут сочетать открытое и скрытое влияние с доминированием последнего. По мнению учёного, такая позиция педагога базируется на подлинно коллективистических отношениях, выстраивающихся благодаря воспитательным отношениям товарищества, сущность которых можно было бы определить как взаимодействие воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по общей гражданской заботе, направленных на улучшение своей и окружающей жизни. Эти отношения представляют собой (по мнению И.П. Иванова) коллективную деятельность, обеспечивающую активную позицию каждого члена коллектива.

Таким образом, предпочтения пионеров созвучны принципам товарищеских отношений в системе «дети-взрослые».

По их мнению, товарищеские отношения в организации, пронизанные гуманизмом и заботой, «дают возможность почувствовать себя человеком»; «не подавляют, а поднимают тебя»; «отличаются добротой, пониманием, но и, если надо, – суровой справедливостью». Именно такие отношения, как показывают многолетние наблюдения в коллективе РПШ «Комиссары», руководителем которого мы являемся с 1976 года, воспринимаются пионерами как одна из наиболее привлекательных сторон жизнедеятельности их объединения.

С точки зрения взрослых товарищеские отношения ведут к развитию субъектной позиции подростка в общественном объединении. В системе «дети–взрослые» они возникают, если субъектная роль ребенка для взрослого является и ценностью, и целью его воспитательных усилий, если в основе его взаимодействия с детьми лежит установка на диалог.

Учитывая сказанное выше, позиция «старшего товарища», созвучная основам пионерства, адекватна как позиция взрослого, действующего в пионерском объединении. Она позволяет гармонизировать отношения детей и взрослых в современном объединении пионеров (как членов объединения), преодолеть позиционную отстранённость взрослого от детского объединения.

Наше исследование и многолетний опыт показали: формирование товарищеских отношений в системе «взрослые–дети» процесс непростой. Для его успеха, в частности, требуется специальная система методов, которая получила название «система взрослого членства в пионерском объединении».

В Московской городской пионерской организации (МГПО) такого рода система функционирует с 1995 года. В процессе формирования этого опыта потребовалось решить целый комплекс задач. Он включает:

  • определение роли, места взрослых в современной самодеятельной пионерской организации и их особых функций и задач в ней;
  • разработку механизмов реализации взрослыми своих особых функций без ущерба для самодеятельных начал организации;
  • формулирование педагогической позиции взрослого члена пионерской организации в современных условиях и нахождение путей её реализации в практике жизнедеятельности пионерских коллективов;
  • построение системы, позволяющей взрослому члену современного пионерского объединения освоить соответствующую педагогическую позицию и простроить перспективы личного роста в организации;
  • нахождение путей реализации возможностей разных категорий взрослых-общественников в жизнедеятельности детской организации.

В ходе разработки и реализации на практике системы взрослого членства в МГПО, наряду с другими, решалась задача кадрового обеспечения жизнедеятельности самодеятельной пионерской организации в условиях изменения позиции государства в этом вопросе.



Поиск решения поставленных задач потребовал от нас разработки пакета специальных документов: Положения «О взрослом членстве в МГПО», которое формулирует общие подходы к системе взрослого членства, принципы её функционирования в детской общественной организации; «Кодекса Инструкторов Пионерии», определяющего позицию взрослого (обобщённое название взрослого члена МГПО – Инструктор Пионерии) в детской организации, принципы отношений; «Квалификационных характеристик Инструкторов», а также специального документа: «Об особых правах, обязанностях и ответственности Инструкторов Пионерии, членов МГПО». Содержавшиеся в них идеи, положения и нормы составили организационного-педагогическую базу сложившейся в МГПО системы взрослого членства.

Инструкторами Пионерии в МГПО могут быть лица, достигшие 17-летнего возраста, признающие её Устав, Положение «О взрослом членстве», Кодекс Инструкторов Пионерии, непосредственно, постоянно участвующие в деятельности организации, являющиеся членами одного из её первичных объединений и выполняющие определённые функции в рядах МГПО. Таким образом, были созданы условия для преодоления существовавшей в прошлом неопределённости и неоднозначности позиции взрослого в пионерской организации, его статусной отстраненности от пионерского объединения.

В настоящее время инструкторами в МГПО является более 50 человек, возрастной состав которых колеблется от 17 до 55 лет. Все инструктора действуют на общественных началах. Костяк инструкторского состава МГПО составляют две группы: первая – инструктора со стажем более 15 лет работы в организации, имеющие опыт работы вожатого и методиста в ВПО (около 25% состава); вторая – вчерашние пионеры, прошедшие школу пионерской жизни, не желающие покидать ряды организации и готовые действовать в ней в новом качестве (более 55% от общего числа). Средний инструкторский стаж – 4-5 лет.

Профессиональный состав инструкторов в МГПО следующий (2009 год): студенты и аспиранты – 33%, сотрудники учреждений дополнительного образования – 27%, работники школ – 25%, рабочие, служащие, коммерсанты, научные работники – 11%, старшеклассники – 5%.

Большая часть инструкторов имеет высшее образование или обучается в ВУЗах. Состав инструкторов в целом стабилен и имеет тенденцию к росту.

Новым в работе взрослых стало введение их категорий. Инструктора Пионерии в МГПО делятся на три категории в зависимости от их приоритетных ролей в процессе жизнедеятельности пионерского объединения:

  • «Инструктора – вожатые» (в первую очередь, непосредственно и постоянно работают с пионерскими объединениями);
  • «Инструктора – специалисты» (в основном ведут учебные, творческие, содержательные и иные программы организации);
  • «Инструктора – организаторы» (преимущественно осуществляют организацию конкретных пионерских дел или серии дел).

Избранный подход даёт возможность использовать стремление реализовать себя, участвуя в жизнедеятельности детской организации в качестве её взрослого члена, самым разным категориям взрослых-общественников, имеющим для этого разные временные и иные возможности.

Способствует этому и тот факт, что наряду с инструкторами в МГПО есть ещё одна категория взрослых, которая оказывает содействие организации – это Друзья Пионерии. Чаще всего, это бывшие пионеры, не ставшие инструкторами, однако склонные помогать МГПО, находясь вне её состава.

В нашем опыте Друзья Пионерии оказывают различное содействие: от финансовой помощи до участия по согласованию с соответствующими органами пионерского самоуправления в отдельных делах организаций; они консультируют, помогают установить необходимые контакты за пределами организации и т.п. Они принимают участие в решении вопросов жизни коллектива с правом совещательного голоса.

Друзья организации объединяются в Советы Друзей коллективов МГПО. Не редки случаи, когда после нескольких лет участия в делах организации в качестве её Друга, взрослые становятся Инструкторами Пионерии. Общее количество активных участников Советов Друзей коллективов и организаций МГПО колеблется сегодня в пределах 100-150 человек.

Таким образом, имеющийся опыт показывает пути решения (до определённой степени, разумеется) и кадровой проблемы силами самой, самодеятельной детской организации в современных условиях.

Положение в организации Инструкторов Пионерии, являющихся, подчеркнём ещё раз, членами самой организации, и сегодня объективно двойственно, хотя характер этой двойственности изменился. В настоящее время как член организации инструктор обладает равными с детьми правами, в частности, при голосовании у него имеется лишь один голос. В то же время, инструктор как взрослый член организации, имеющий иной, чем у детей опыт, профессиональные знания и умения, выполняет специфические функции, имеет особые права и обязанности. Такая двойственность потребовала определения специфических функций, содержания единой педагогической позиции, а также особых прав и обязанностей инструкторов Пионерии, членов МГПО.

Это было необходимо ещё и потому, что, как показывают наблюдения, для подростков особо важны отношения, в которых присутствует не только статусное равенство взрослых и детей как членов организации, но и создаются условия для равенства в процессе жизнедеятельности коллектива. Подлинное же равенство детей и взрослых в детском общественном объединении может быть достигнуто, на наш взгляд, лишь тогда, когда равнозначность детской и взрослой субъектности в нём утвердится как норма взаимоотношений, что не имеет ничего общего с игрой в «равенство прав и обязанностей».

Многолетний опыт позволил определить функции, права и обязанности взрослых в современном пионерском объединении. Они прописаны в документе, регулирующим отношения «дети-взрослые» в МГПО в условиях взрослого членства, Положении «О взрослом членстве» К ним отнесены:

  • защита организации и её членов (правовая, обеспечение сохранности жизни, здоровья детей, их безопасности и др.);
  • создание условий для функционирования дружин, территориальных подразделений МГПО и организации в целом;
  • налаживание, расширение и укрепление связей МГПО с социальным окружением, а также в детском общественном движении;
  • представление интересов организации и отдельных ее подразделений в органах государственной власти и местного самоуправления, в ходе контактов с взрослыми общественными организациями, прессой и т.п.;
  • приобщение детей к традициям организации, формирование опыта жизни по её законам.

В число функций инструктора включена и педагогическая функция, что, как было показано выше, характерно для общественных объединений детей.

Адекватная решению задачи гармонизации отношений «дети-взрослые» педагогическая позиция инструктора в нашем опыте выражается в гуманистичной и личностно ориентированной модели взаимодействия с детьми, которая в обобщенном виде может быть охарактеризована следующим образом:

  • цель взаимодействия – последовательно вести подростков к принятию нравственных ценностей пионерства, заложенных в принципах построения жизнедеятельности, традициях организации, её законах и символах и пр.;
  • принципы взаимодействия – товарищество, уважение к личности подростка, поддержка, необходимая для его успешности и формирования субъектной позиции;
  • способы взаимодействия – создание и использование для развития детей ситуаций, стимулирующих их самодеятельность, интеллектуальную активность, творчество в процессе коллективной деятельности, реализующей цели функционирования пионерского объединения;
  • личностная позиция инструктора – исходить из интересов ребенка, перспектив его развития как будущего гражданина страны, рассматривая его как своего младшего товарища по коллективной и творческой деятельности, объективно направленной на улучшение своей и окружающей жизни.

Эти положения нашли отражение в заповедях, включенных в Кодекс Инструкторов Пионерии. Общая позиция инструктора определяется в первой части Кодекса – Памятке «Инструктор, помни!».

Вводя в Московской городской пионерской организации взрослое членство, мы понимали, что противоречия, порождённые выделенной выше двойственностью ролей и позиции взрослого в составе самодеятельной детской общественной организации, не могут быть разрешены без того, чтобы заручиться пониманием подростками особой роли инструктора в организации. Поэтому на обсуждение Общего сбора Московского городского пионерского Слёта (VII Слёта МГПО, 2001 г.) был вынесен документ: «Об особых правах, обязанностях и ответственности Инструкторов Пионерии, членов МГПО».



Остановимся на содержании этого документа подробнее. Основываясь на функциях Инструкторов Пионерии как совершеннолетних граждан (на базе общих принципов отношений, принятых в МГПО), в документе определены особые права и обязанности  инструкторов, связанные с реализацией их «взрослых функций», в первую очередь, с обеспечением безопасности, охраной жизни и здоровья членов организации в процессе организации её деятельности. В частности, речь идёт о правах и обязанностях начальников лагерных сборов, руководителей отрядов «Зарницы», туристических походов и пр. Выполняя эти роли, инструктор имеет право отменить решение командира похода или отряда на «Зарнице» в случае, если оно несёт в себе опасность для жизни и здоровья участников дела, а отдельные пионеры при определённых условиях, по требованиям безопасности, могут быть отстранены от участия в делах и т.п.

В этом же документе определяется порядок и правила действий инструкторов в процессе представления интересов организации при контактах с органами государственной власти, организациями взрослых и т.д.

Документ определяет принципиальную позицию инструктора в отношении таких тонких материй, как моральная защита членов организации, а также забота инструкторов о сохранении и развитии пионерских традиций, ценностей пионерства, образа жизни члена пионерской организации. Защищая членов организации, Инструктор Пионерии (инструктора) обязан защищать организации, пионерские коллективы, пионеров от проникновения в них жестокости и лжи, подлости и пошлости, аморальности и двойной морали, нечестности и непорядочности, а также насилия, унижения, ущемления человеческого достоинства, для чего инструктор должен использовать всю силу коллективного инструкторского авторитета, личный пример, а также возможности общего сбора коллектива и целый ряд других инструментариев, в том числе систему поощрений и наказаний, также принятую Слётом.

Наконец, документ формулирует особую ответственность инструктора перед организацией (требуя работать с опорой на Устав МГПО, решения органов самоуправления МГПО, Кодекс Инструкторов, не отступая от принятых решений и требований этих документов), своими коллегами (признавая право коллег потребовать от него выполнения положений документов и решений), перед законом (сознавая, что в случае нарушений закона, для него может наступить юридическая ответственность), а также перед своей совестью.

Данный документ был принят делегатами Слёта единогласно, что, как нам кажется, продемонстрировало сложившиеся в организации в целом доверительные, товарищеские отношения детей и взрослых.

Для того чтобы в организации господствовали именно такие отношения с одной стороны, а с другой – чтобы Инструктора Пионерии в МГПО могли осуществить свои особые функции, был разработан комплекс мер, способствующих освоению инструкторами соответствующей педагогической позиции, своих ролей в организации и способов их реализации на практике.

Важнейшей из них является система роста, знаменующая степень освоения и практической реализации ими в жизнедеятельности организации позиции Инструктора Пионерии. Отметим: эта система непосредственно стыкуется с системой роста пионера-подростка, что способствует формированию единства детско-взрослой общественной организации, сближению детей и взрослых как членов организации, осуществлению преемственности в жизнедеятельность «детской» и «взрослой» частей МГПО. Помимо всего прочего, ступени роста Инструктора Пионерии («Инструктор», «Ведущий инструктор», «Старший инструктор», «Старший инструктор МГПО», «Комиссар МГПО») позволяют инструктору простроить свой личный рост в организации, а организации – систематизировать жизнедеятельность взрослых в её рядах, соотнося их возможности с тем вкладом, который они могут внести в реализацию на практике особых функций инструкторов.

Кроме того, наличие инструкторских ступеней роста позволяет стимулировать деятельность взрослых в рядах пионерской организации, избежать обезличивания в оценке деятельности инструкторов, поднять в глазах ребят и коллег, активно действующих и опытных инструкторов, удовлетворить амбиции творчески и результативно работающих взрослых членов МГПО.

Важным моментом в решении поставленной нами проблемы является наличие в МГПО специальных  инструкторских объединений.



Инструктора объединяются в рамках МГПО, оставаясь при этом членами своих пионерских объединений, в сводную инструкторскую дружину, основным составляющим которой является инструкторский отряд, формирующийся на базе структурных подразделений МГПО.

Сводную инструкторскую дружину можно рассматривать как важное условие обеспечения функционирования всей организации, а также как коллектив единомышленников-взрослых, позволяет решать в комплексе целый ряд задач: объединение усилий инструкторов с целью решения проблем организации, обмен опытом и обучение инструкторов, налаживание инструкторского взаимодействия и оказание товарищеской помощи, формирование товарищеских отношений в системе «взрослый-взрослый».

Существенную роль здесь играют инструкторские сборы, проводящиеся в разных формах в среднем 4-5 раз в год и представляющие собой коллективные творческие дела инструкторов, различные по своему характеру и задачам:

  • «Педсовет», в ходе которого обсуждаются педагогические наши проблемы;
  • «Большой Горсовет», мобилизующий интеллектуальный потенциал всех инструкторов для выработки стратегии дальнейшей жизни организации;
  • «Инструктаж», на котором осуществляются координация усилий инструкторов и согласования общих позиций в связи со сложившейся ситуацией в организации или каком-либо её коллективе;
  • «Инструкторский откровенный разговор» – форма товарищеской помощи и корректировки позиции инструкторов в их деятельности.
  • «Инструкторский семинар» – учебный сбор инструкторов.

Вместе с тем, как показывает опыт, наибольшую результативность даёт в этом смысле текущая, совместная, практическая работа инструкторских отрядов подразделений МГПО, в процессе которой (особенно продуктивны здесь лагерные сборы МГПО и её формирований) и происходит значительная доля учёбы, обмена опытом между инструкторами и формирование инструкторской, пионерской позиции у взрослых членов МГПО.

Всё это помогает инструкторам освоить и реализовать на практике позицию старшего товарища по отношению к пионерам, постоянно чувствуя плечо товарища-коллеги, защиту коллектива взрослых единомышленников.

В какой мере им это удаётся до определённой степени можно выявить, анализируя отношения пионеров к своим старшим товарищам. Специальные исследования на базе ряда территориальных организаций МГПО, в ходе которых  подросткам с помощью закрытой анкеты предлагалось оценить своих инструкторов с точки зрения их верности ценностям пионерской организации, их квалификации, а также с точки зрения степени восприятия их подростками  как товарищей по организации (оценка давалась по 10 балльной шкале) показали следующее: более 80% инструкторов набрали от 8 до 10 баллов по первой позиции (остальные – от 5 до 7 баллов); 70% - те же баллы по второй (остальные – от 4 до 7) и 75% - по третьей (остальные – 6-7 баллов).

Интересными оказались и сочинения «Мой Инструктор», в которых ребята описывали ситуации из жизни организаций, которые (как мы их и просили) показывали бы их старших товарищей во взаимоотношениях с ними.

Вот несколько фрагментов сочинений (имена инструкторов сняты).

«Никакой стены между нами нет. Хотя добренькими их назвать никак нельзя, к ним мы тянемся... Может быть потому, что они всегда и во всём с нами» (Алла Ж.).

«Характер у неё не сахарный, но с точки зрения пионерской – сильнее инструктора я не знаю. Пионерская убеждённость – просто супер! И никакой двуличности, что для меня особенно важно» (Наташа С.).

«Мне в ней нравится то, что она не боится никакой работы, считает её своей, а то, как это бывает у учителей: дал задание – и в сторону» (Елена С.).

«Требует он очень сильно, но и сам себе поблажки ни в чём не даёт. Именно таким и должен быть Инструктор. А я хотел бы быть таким же как он  человеком» (Алексей С.).

«Порой мы спорим с ней и даже ругаемся, но, что интересно, как только что-то случается – народ бежит именно к ней. Если уж брать с кого-то пример, то с моего Инструктора» (Света Л.).

Приведенные материалы отражают товарищескую позицию, ставшую, как представляется, в целом у инструкторов в МГПО нормой жизни, что, в свою очередь, не может не влиять на ребят. Думается, не случайно, в немалой части сочинений звучала мысль о желании пионеров брать пример со своих старших товарищей.

Таким образом, анализ опыта МГПО позволяют сделать вывод: гармонизация отношений в системе «дети-взрослые» происходит, в первую очередь, как следствие формирования у взрослых членов пионерской организации и её друзей педагогической позиции старшего товарища по отношению к пионерам-подросткам, что ведёт к созданию условий, в частности, для преодоления отстранённости взрослых (Инструкторов Пионерии) от пионерских объединений и от организации в целом.

Разработанная и внедрённая в ходе жизнедеятельности нашей детско-взрослой общественной организации система взрослого членства, является технологией, позволяющей добиться на практике освоения Инструкторами Пионерии этой позиции, выполнения взрослыми членами детской общественной организации своих «взрослых» функций без ущерба для самодеятельного характера объединений, что достигается, в частности, широким внедрением коллективных форм организаторской деятельности, в процессе осуществления которой подростки и взрослые действуют совместно на основах коллективизма и товарищества.

Система взрослого членства в МГПО является фактором стабильности организации. Гармонично объединяя «взрослую» и «детскую» её части, она способствует в определённой степени и решению кадровой проблемы пионерских объединений, принимая в инструкторский коллектив наиболее готовых и способных к работе с детьми воспитанников организации.



 Лебедев Дмитрий Николаевич,

координатор Московского городского Совета пионерской организации,

учитель ГОУ №259 СВОУО г. Москвы,

кандидат педагогических наук.

Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2024 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки