Индекс материала |
---|
Воспитательный потенциал |
Основная часть |
Прошедшие подготовку |
Микрогруппы |
Все страницы |
Из анализа работ, выполненных за последние 15 лет в области педагогики детского движения видно, что влияние межвозрастного взаимодействия на эффективность воспитания в ДОО специально не рассматривалось. Определение межвозрастного взаимодействия как фактора наиболее полной реализации воспитательного потенциала ДОО является безусловно актуальной задачей.
Изучая различные группы подростков, мы пришли к выводу, что разновозрастные объединения подростков — это не только сфера удовлетворения потребности в общении, но и возможность самоутверждения, удовлетворения «чувства взрослости» подростка, что подтверждает необходимость специального исследования проблемы взаимодействия в разновозрастной группе, осуществляемого непосредственно в ходе совместных реальных групповых действий.
В широком смысле "взаимодействие" выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. При этом взаимодействие выступает как объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Такое определение взаимодействия является всеобъемлющим и применимо для отражения любых процессов и форм проявления сознания. Для понимания сущности "взаимодействия" применительно к педагогической науке обратимся к более узкому и наиболее часто употребляемому в смысловом отношении значению взаимодействия как взаимосвязанной, согласованной деятельности различных субъектов, в данном случае – подростков и взрослых. Такая взаимосвязь или взаимные действия возможны при наличии некоторых условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта, действия которых предполагают общность целей и задач. Говоря об общности целей и задач, необходимо отметить, что взаимодействие субъектов в рамках деятельности общности предполагает наличие единых целей и задач или хотя бы общей целевой зоны в конкретных видах деятельности. Выполнение этих задач складывается из ряда последовательно решаемых этапов, более конкретизированных по своему содержанию.
Под целями и задачами понимается состояние или результат, которых в настоящее время еще нет, но которые намечено достигнуть и в процессе взаимодействия с другими субъектами. Степень достижения поставленных целей при осуществлении взаимодействия называют его эффективностью. Однако в педагогической и психологической литературе цели подразделяются на цели высокого и более низкого уровня.
Рассматривая взаимодействие в различных социальных сущностях, субъектами которого являются дети, подростки и взрослые можно говорить о взаимодействии индивидов разного возраста, о так называемом межвозрастном взаимодействии. Межвозрастное взаимодействие обладает рядом специфических черт, которые, в свою очередь безусловно влияют на его эффективность. Представляется интересным проследить связь межвозрастного взаимодействия с его влиянием на становление личности подростка.
В последнее десятилетие проблема взаимодействия взрослых и подростков продуктивно разрабатывается в различных аспектах. Работы зарубежных авторов (Р.Селман, О.Стауфорд, М.Фландерс, М.Хаузен) рассматривают взаимодействие, или интеракцию, в обучении, исходя из положений гуманистической и когнитивной психологии. Эмоционально- коммуникативную сторону взаимодействия анализируют в своих трудах Э.И.Беленкина, Л.В.Жарова, В.В.Котов, М.М.Рыбакова, Н.В.Седова, Р.Х.Шакуров и др. Как социально-психологический процесс рассматривают взаимодействие с детьми М.А.Вейт, Б.Г.Огаянц, Е.В.Субботский. Позиция взрослого во взаимодействии с подростками представлена как проявление педагогического творчества в работах А.С. Белкина, И.Д.Демаковой, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова.
Автором проделана более чем десятилетняя практическая работа, позволившая выявить некоторые эффективные способы, модели, методы организации межвозрастного взаимодействия в детском общественном объединении.