Пятница, Мая 03, 2024
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Воспитательный потенциал - Микрогруппы

Индекс материала
Воспитательный потенциал
Основная часть
Прошедшие подготовку
Микрогруппы
Все страницы

Все микрогруппы, существующие внутри объединения должны были быть мобильными, подвижными и легко видоизменяться, если это необходимо для достижения цели коллектива.

Дружеские связи ребят должны были помогать достижению целей коллектива, а не мешать им, а цель коллектива должна быть выше целей микрогруппы.

Поскольку при становлении и развитии нашего объединения им были пройдены практически все стадии развития группы (по Линчевскому) то впоследствии соображения относительно работы с микрогруппами отпали, поскольку объединение перешло со стадии группирования на стадию кооперации и впоследствии на стадию коллектива.

Тем не менее, соответствующее отношение, пропагандируемое младшими инструкторами на этапе группирования, сыграло свою роль: ребятами была усвоена на подсознательном уровне необходимость руководствоваться в первую очередь интересами дела, коллектива, своего объединения, так как они видели, что только в этом случае происходит наиболее эффективное достижение целей и задач дела или деятельности.

Следует заметить, что на дальнейших этапах развития объединения ребята уже не являвшиеся на тот момент младшими инструкторами демонстрировали эту позицию по отношению к позже пришедшим новичкам.

Постепенно, когда наши младшие инструктора, используя данный нами им в руки инструментарий, смогли решать поставленные перед ними задачи  вопрос мотивации оказался решен. Младшие инструктора, достигая высоких результатов в своей деятельности (как в работе с коллективом вообще так и в работе с личностью) испытывали большое моральное удовлетворение и, зачастую, их работа с отдельными людьми или группами, начинавшаяся как помощь в разрешении той или иной жизненной ситуации или преодоление тех или иных личностных недостатков перерастала в большую дружбу, нередко выходящую за рамки организации и продолжавшуюся уже во взрослой жизни.

Стоит отметить, что ребята-младшие инструктора несмотря на то, что взрослыми этот вопрос не акцентировался, сами в качестве одной из задач своей работы всегда видели развитие отдельно взятой личности и нередко при обсуждении проведенного дела или прожитого дня в лагере подходили к этому обсуждению с точки зрения личностных качеств отдельных членов коллектива, говоря о том что «с Юлей надо работать чтобы была спокойнее и сдержаннее, а Мише надо создать ситуацию успеха, потому что он зажат и скован».

Таким образом, младшие инструктора стали в нашем коллективе особыми его членами. Не имея особого статуса и не обладая особыми правами внутри дружины они, тем не менее, имея на руках определенный инструментарий, завоевывали доверие и авторитет у своих товарищей и впоследствии, используя этот авторитет, решали поставленные перед ними задачи.

Образовалось так называемое «неформальное братство младших инструкторов» - группа ребят, которая стала эмоциональным центром коллектива, своеобразным хранителем традиций коллектива. Отличие от совета дружины этой группы было в том что совет дружины как выборный орган имел определенные полномочия и реализовывал их как исполнительная власть в коллективе, а группа младших инструкторов выборным органом не являлась и следовательно не имела возможности влиять на что либо законодательно, принимая какие-то решения. Однако, поскольку младшие инструктора пользовались наивысшим авторитетом в коллективе (после взрослых) то они могли оказывать влияние на коллектив используя этот авторитет и нередко в ситуации того или иного нравственного выбора именно вес младших инструкторов помогал склонить общественное мнение в ту или иную сторону.

Младшие инструктора стали в коллективе своеобразным «советом старейшин» и ряд вопросов (особенно психолого-педагогического характера) взрослые стали решать уже совместно с младшими инструкторами.

Возвращаясь к вопросу мотивации надо сказать, что однозначного ответа от ребят-младших мы так и не получили до конца. Главным мотивом все-таки является своеобразный процесс получения морального удовлетворения от эффективной работы со сверстниками, от достижения поставленных целей по формированию личности, по влиянию на сознание.

Сам собой сформировался круг вопросов не выходящий при обсуждении за пределы существующей в дружине группы младших инструкторов. К таким вопросам относятся вопросы личного характера, которые младшие инструктора помогают решать кому-то из ребят, вопросы ближайших перспектив развития личностей ребят в коллективе и иные вопросы подобного рода.

Довольно часто ребята в доверительных беседах с младшими инструкторами делятся с ними своими жизненными проблемами, сложностями, просят помочь решить те или иные значимые для них вопросы. В дружине среди младших инструкторов установилась негласная договоренность, что если младший инструктор сам не в состоянии оказать содействие или помочь – он может обратиться за советом или помощью к любому другому младшему инструктору. Таким образом, группа младших в дружине действует как единый коллектив, формирующий общее информационное поле об остальных членах коллектива. При этом, само собой разумеется, что эта информация ни в коем случае не становится доступна остальным ребятам дружины, и даже факт распространения информации среди младших инструкторов для них является неизвестным – работает с ребенком в любом случае тот младший инструктор, к которому ребенок обратился за помощью в конкретном случае.


Одним из инструментов младшего инструктора является механизм ситуации успеха. Под ситуацией успеха мы понимаем некую педагогическую специально смоделированную ситуацию, встающую перед ребенком, разрешение которой является для него некоторым препятствием (до этого он не сталкивался с ситуациями подобной сложности), но которая в то же время является для него теоретически преодолимой. Таким образом, после преодоления данной ситуации у ребенка повышается уверенность в себе и, соответственно, уровень собственных сил и возможностей, что позволяет создавать ему новые, более сложные ситуации успеха, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему личностному росту.

Безусловно, применение подобного механизма дело глубоко индивидуальное и требует личностного подхода  к каждому ребенку, и, как правило, стратегия, выстраиваемая для каждого ребенка, формируется совместно старшим и младшим инструкторами.

Естественно иногда, в силу личных особенностей определенных подростков (завышенная самооценка, высокий уровень притязаний) механизм ситуации успеха применять не стоит, поскольку он еще больше повышает и без того чрезмерную самооценку. В таких случаях стоит добиться, чтобы ребенок начал адекватно себя оценивать (например, подставив его под неуспех) и после этого начинать с ним работать.

Коллективная ситуация успеха – то же самое, только применительно к общности. Коллективная ситуация успеха может возникать, как правило, после удачно проведенного дела и ли после завоевания чего-либо или просто после какого-то значимого для общности в данный момент времени достижения.

Большое влияние на положительный эффект работы общности оказывает настрой и настроение, так называемый «климат». Формирование этого климата младшим инструктором может вестись с помощью игр, песен, разговоров, поведения и пр.

Подводя итог, хочется заметить, что нами в организации давно ведется работа по углублению и развитию методики работы с младшими инструкторами и в данной работе не представляется возможным дать все наработанные к текущему моменту аспекты этой методики.


Владимир Круглов,

Аспирант Центра теории воспитания ИТИП РАО,

Руководитель пионерской дружины МГПО «Сигнальщики»,

Старший инструктор, член бюро МГСПО.



Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2024 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки