Воскресенье, Мая 05, 2024
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Воспитательный потенциал

Индекс материала
Воспитательный потенциал
Основная часть
Прошедшие подготовку
Микрогруппы
Все страницы

Из анализа работ, выполненных за последние 15 лет в области педагогики детского движения видно, что влияние межвозрастного взаимодействия на эффективность воспитания в ДОО специально не рассматривалось. Определение  межвозрастного взаимодействия  как фактора  наиболее полной реализации воспитательного потенциала ДОО является безусловно актуальной задачей.

Изучая различные  группы подростков, мы пришли к выводу, что разновозрастные объединения подростков — это не только сфера удовлетворения потребности в общении, но и возможность самоутверждения, удовлетворения «чувства взрослости» подростка, что подтверждает  необходимость специального исследования  проблемы взаимодействия в разновозрастной группе, осуществляемого непосредственно в ходе совместных реальных  групповых действий.

В широком смысле "взаимодействие" выступает как философская категория, отражающая процессы воздействия субъектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. При этом взаимодействие выступает как объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Такое определение взаимодействия является всеобъемлющим и применимо для отражения любых процессов и форм проявления сознания. Для понимания сущности "взаимодействия" применительно к педагогической науке обратимся к более узкому и наиболее часто употребляемому в смысловом отношении значению взаимодействия как взаимосвязанной, согласованной деятельности различных субъектов, в данном случае – подростков и взрослых. Такая взаимосвязь или взаимные действия возможны при наличии некоторых условий. Во-первых, во взаимодействии должны участвовать как минимум два субъекта, действия которых предполагают общность целей и задач. Говоря об общности целей и задач, необходимо отметить, что взаимодействие субъектов в рамках деятельности общности предполагает наличие единых целей и задач или хотя бы общей целевой зоны в конкретных видах деятельности. Выполнение этих задач складывается из ряда последовательно решаемых этапов, более конкретизированных по своему содержанию.

Под целями и задачами понимается состояние или результат, которых в настоящее время еще нет, но которые намечено достигнуть и в процессе взаимодействия с другими субъектами. Степень достижения поставленных целей при осуществлении взаимодействия называют его эффективностью. Однако в педагогической и психологической литературе цели подразделяются на цели высокого и более низкого уровня.

Рассматривая взаимодействие в различных социальных сущностях, субъектами которого являются дети, подростки и взрослые можно говорить о взаимодействии индивидов разного возраста, о так называемом межвозрастном взаимодействии. Межвозрастное взаимодействие обладает рядом специфических черт, которые, в свою очередь безусловно влияют на его эффективность. Представляется интересным проследить связь межвозрастного взаимодействия с его влиянием на становление личности подростка.

В последнее десятилетие проблема взаимодействия взрослых и подростков продуктивно разрабатывается в различных аспектах. Работы зарубежных авторов (Р.Селман, О.Стауфорд, М.Фландерс, М.Хаузен) рассматривают взаимодействие, или интеракцию, в обучении, исходя из положений гуманистической и когнитивной психологии. Эмоционально- коммуникативную сторону взаимодействия анализируют в своих трудах Э.И.Беленкина, Л.В.Жарова, В.В.Котов, М.М.Рыбакова, Н.В.Седова, Р.Х.Шакуров и др. Как социально-психологический процесс рассматривают взаимодействие с детьми М.А.Вейт, Б.Г.Огаянц, Е.В.Субботский. Позиция взрослого во взаимодействии с подростками представлена как проявление педагогического творчества в работах А.С. Белкина, И.Д.Демаковой, В.А.Кан-Калика, Н.Д.Никандрова.

Автором проделана более чем десятилетняя практическая работа, позволившая выявить некоторые эффективные способы, модели, методы организации межвозрастного взаимодействия в детском общественном объединении.


Основная часть опытно-экспериментальной работы велась автором в рамках его руководства детским общественным объединением «Пионерская дружина «Сигнальщики» Московской городской пионерской организации. Коллектив возник и развивался изначально как школьная детская общественная организация, членами которой были учащиеся ГОУ СОШ №662 САО, впоследствии перешел на уровень муниципального района, сменив место базирования (МУ «Досуговый клуб «Парус»), что, безусловно, оказало влияние на модель организации жизнедеятельности коллектива.

Во все годы существования педагогами-руководителями (далее инструкторами или старшими инструкторами – в терминологии принятой в нашем ДОО) ставилась задача становления личности подростка как активного гражданина своего Отечества, любящего Родину, уважающего все народы, живущие на Планете. Мы видели (и видим) своей целью «помочь пионеру познать мир в процессе активной деятельности по изменению его к лучшему».

За первые несколько лет существования ДОО «Пионерская дружина «Сигнальщики» был накоплен багаж традиций, внутренних правил коллектива, особый стиль отношений, сформировавшийся исходя из конкретных условий жизнедеятельности. В момент, когда первые старшеклассники стали покидать детский состав коллектива возникла необходимость передать накопленный ценностный багаж следующему поколению. В этот момент перед нами и встала задача использования межвозрастного взаимодействия.

Надо заметить, что в тот момент нами эта задача (передачи ценностного багажа) была решена далеко не в полной мере, поскольку старшие подростки – основные носители ценностей коллектива отнюдь не были замотивированы на передачу этих ценностей следующему поколению, которое они рассматривали скорее как ненужную и бесполезную часть коллектива, нежели как свою будущую смену. В тот момент контакта и последующей за ним передачи ценностей новой группе так и не произошло, но это натолкнуло нас (руководителей) на мысль о необходимости вести специальную работу в этом направлении, чтобы не решать каждые 3-4 года одни и те же организационные задачи (а опыт показал что именно в течение 3-4 лет детский состав нашего коллектива обновлялся примерно на 80-90%). Поскольку, как правило, ребята-старожилы объединения были старше ребят новичков, представителей нового поколения перед нами встала задача организовать взаимодействие ребят различного возраста с целью передачи норм, традиций, правил, обычаев и других внутренних ценностей коллектива последующему поколению. Вскоре стало ясно, что это невозможно сделать без заинтересованности ребят-старожилов в этой передаче. Задача трансформировалась в необходимость создать мотивацию у ребят старших подростков по общению с младшими подростками и результаты достигаемые в этом направлении и по сей день уже давно вышли за рамки этой конкретной  задачи. Возникла и начала формироваться система межвозрастного взаимодействия системообразующим фактором которой стало общение, выделяемое нами в специализированную психолого-педагогическую категорию, которую мы в нашем коллективе рассматриваем как один из главных инструментов достижения ставящихся целей.

Становление системы межвозрастного взаимодействия в детском общественном объединении «Пионерская дружина «Сигнальщики» проходило в несколько этапов. Каждый этап определял собой переход на новый ценностно-мотивационный уровень отношений между ребятами-старшими подростками и новичками в объединении. Этапы были в какой-то мере связаны с развитием самого объединения, повышением уровня группы в рамках ступеней роста развития групп (по Линчевскому), но и не только с ними. Всего с точки зрения различных построений межвозрастного взаимодействия в нашем ДОО можно выделить три этапа.

Первый этап (1996-2000 гг.) являл собой осознание важности межвозрастного взаимодействия в дружине и первые попытки использовать его потенциалы для реализации целей коллектива. На этом этапе взрослыми-педагогами ДОО было замечено влияние старших подростков объединения на систему жизнедеятельности ДОО в целом, а также на отдельные ее аспекты и было принято решение выделить в особый блок работу со старшими подростками в объединении.

На втором этапе (2000-2004 гг.) проходило организационное оформление системы межвозрастного взаимодействия, появилось особое звание в коллективе – младший инструктор – подросток прошедший специальную подготовку для выполения ряда психолого-педагогических задач внутри коллектива.

На третьем этапе (2004- настоящее время) идет процесс углубления и расширения использования межвозрастного взаимодействия для достижения локальных и глобальных целей коллектива и решения его задач разного уровня важности и значимости. Прорабатываются модели отношений младший инструктор – ребенок коллектива, младший инструктор – взрослый педагог и так далее.

В нашем понимании младший инструктор – ребенок 14-15 лет, реже более младший. Опыт показывает, что именно к этому возрасту ребенок при определенном педагогическом руководстве начинает не просто себя рефлексировать, но и (при необходимости) подчинять собственные личные мотивы интересам дела, коллектива, а также уметь решать сложные задачи, связанные с педагогической деятельностью.

Как правило, становясь младшим инструктором, подросток проходит определенную подготовку, важно, чтобы овладение навыками педагогической деятельности было для него значимым, а желание быть младшим инструктором – сильным. Только в этом случае, при умелой работе инструкторов, младший инструктор не потеряет интереса к своей деятельности. В ходе учебы будущего младшего знакомят с его целями, задачами, методами реализации этих задач, организаторскими, педагогическими и психологическими приемами.


Прошедшие специальную подготовку подростки получили внутриколлективное звание «младшие инструктора» (по аналогии со взрослыми – старшими инструкторами). Постепенно в течение 4 лет второго этапа (2000-2004) сформировался ряд традиций и особенностей, связанных с младшеинструкторской подготовкой в коллективе. Так, младший инструктор – единственное звание в дружине к присвоению которого не имеют отношения ребята коллектива. Группа лиц, которая будет в июне (а традиционно школа младшего проходит в июне месяце) проходить младшеинструкторскую подготовку определяется исключительно взрослыми-педагогами (исходя из наблюдений за уровнем развития и личностной подготовки ребят в течение рабочего года в дружине (сентябрь-май).

Младший инструктор – единственный статус в дружине который официально не оговорен и ребята-члены коллектива не имеют информации о целях, формах, средствах и деятельности, которую ведет младший инструктор в коллективе.

При создании школа младших в основном была ориентирована на подготовку старших подростков к деятельности в условиях летнего лагеря актива дружины, на работу во временном детском коллективе – отряде – но постепенно акценты смещались и на данный момент, хотя подготовку младшие инструктора проходят все так же в июне, а к работе приступают в летнем лагере их деятельность в течение учебного года также является значимой.

В силу этих обстоятельств претерпевало также изменение содержание программы подготовки младших инструкторов и если в начальный момент это были в основном приемы работы с временным коллективом, то на данном этапе это уже информация в основном касающаяся работы внутри коллектива как такового – как временного так и постоянного.

По окончании школы младшего инструктора, ребята, получившие от педагогов приглашение пройти подготовку, сдают экзамен и получают сертификат младшего инструктора. Все эти особенности были введены для повышения статуса звания «младший инструктор» среди ребят.

Окружение «ореолом тайны» всего что связано с младшими инструкторами также повлияло на повышение их статуса в коллективе. Младшими инструкторами быть стремятся еще даже не зная что придется делать, просто из желания быть причастными к внутриколлективной элите, внутриколлективной тайне.

Эти приемы позволили нам достичь первичной мотивации, но на этом останавливаться было нельзя. Действительно, если бы ребята становящиеся младшими инструкторами впоследствии испытывали бы разочарование – вся система бы никуда не годилась. Требовалось после вовлечения ребят в данную деятельность создать устойчивую положительную мотивацию к долговременной деятельности.

Эту задачу удалось решить не сразу, но тем не менее престиж звания младшего в коллективе сохранить удалось.  Говоря о мотивации младшего инструктора при его работе в коллективе, следует сказать о задачах, которые мы ставим перед этим подростком.

В настоящий момент  это следующие задачи:

  • Поддержание необходимого настроя и настроения в объединении.
  • Помощь в подготовке творческих дел объединения
  • Взаимодействие групп внутри объединения
  • Ситуация успеха для конкретной личности и объединения в целом

Под настроем мы понимаем в нашей ситуации отношение к деятельности, ведущейся объединением. Настрой, безусловно, должен быть рабочий, но при этом с учетом того,  что постоянное напряжение выматывает. Напряжение должно сменяться релаксацией и так далее. Настрой  - быть рабочим, но разным – то напряженным, то спокойным, неторопливым. Способы формирования настроя тоже разные, они тесно связаны с мотивацией, которая, вообще-то говоря, у каждого подростка может быть разная. Но помимо этого должна быть и коллективная мотивация к деятельности, принимаемая большинством членов коллектива, в идеале, конечно, всеми, причем с внутренним осознанием, та мотивация, которая является «официальной», обсуждаемой вслух.

Коллективная мотивация достигается коллективным целеполаганием, обсуждением целей деятельности, ее результатов и пользы. Личная мотивация формируется благодаря беседам младшего инструктора с конкретными ребятами в самых различных формах: от дискуссий и споров до намеков и мельком оброненных слов.

Настроение. Каким оно должно быть – зависит от конкретной жизненной ситуации, главное – то, что оно должно быть адекватным этой ситуации. Нелепо поддерживать хорошее настроение в ситуации беды, проблемы, но и ударяться в трагизм не стоит. Главным критерием при решении вопроса – какое настроение сейчас требуется детскому коллективу должно быть соответствие этого настроения целям и задачам дела и коллектива.

Поначалу для наших младших инструкторов даже простое определение требующихся в данной ситуации настроя и настроения было непростой задачей. Спустя несколько лет у опытных младших инструкторов сформировалось и постепенно перешло на самых маленьких членов коллектива «интуитивное» ощущение правильности настроения, соответствия его ситуации. Это было хорошо видно, например, на подведении итогов дня в лагере или коллективно-творческого дела в городской деятельности – пошел важный разговор и тут все замолкли, боясь пошевелиться, или идет концерт, на сцене задушевное, трогающее душу выступление и всем хочется продлить ощущение теплоты и радости и даже самые маленькие ребята с неудовольствием смотрели на подростка не чувствующего этого настроения, сбивающего его своей громкой речью или резкими движениями.

При подготовке и проведении творческих дел мы ставили нашим младшим инструкторам задачи, при которых все дела коллектива должны были делаться сообща, коллектив должен был уметь организовать работу так, чтобы не было перегруженных и не было незанятых.

Достижение наилучшего результата в деле должно было быть одной из главных целей, как коллектива, так и всех его членов.

При подготовке к делу должны были решаться, помимо, собственно самой подготовки, несколько других задач: творческое дело должно было способствовать тому, что ребенок заинтересуется некоторой ведущей деятельностью творческого дела.

Новичкам дело обязательно должно было понравиться, независимо от результата.

Обязательный анализ после творческого дела должен был помочь осознать ошибки и в будущем подготовить дело на более высоком уровне.

При этом каждому подготавливающемуся делу предшествовало тщательное обсуждение процесса подготовки и проведения дела взрослыми и младшими инструкторами. В процессе этого обсуждения решались вопросы как о определении позиции и поручения каждого ребенка, так и о построении ситуаций успеха для каждого конкретного ребенка в процессе подготовки данного дела. Впоследствии процесс обсуждения представилось возможным свести к минимуму, поскольку уровень квалификации подростков – младших инструкторов возрос настолько, что они были сами в состоянии решать данные задачи и обращались к взрослым только в исключительных случаях. Таким образом, возник и начал развиваться своеобразный процесс, который получил название «Дети-детям» и вылился в программу одноименной лагерной смены, а в дальнейшем и в программу постоянной деятельности объединения «Пионерская дружина «Сигнальщики» «Шаг навстречу».

При взаимодействии групп внутри объединения мы вместе с младшими инструкторами руководствовались соображениями что все микрогруппы, существующие внутри объединения не должны бороться за первенство и лидерство, а должны работать сообща, преследуя цель всего коллектива.


Все микрогруппы, существующие внутри объединения должны были быть мобильными, подвижными и легко видоизменяться, если это необходимо для достижения цели коллектива.

Дружеские связи ребят должны были помогать достижению целей коллектива, а не мешать им, а цель коллектива должна быть выше целей микрогруппы.

Поскольку при становлении и развитии нашего объединения им были пройдены практически все стадии развития группы (по Линчевскому) то впоследствии соображения относительно работы с микрогруппами отпали, поскольку объединение перешло со стадии группирования на стадию кооперации и впоследствии на стадию коллектива.

Тем не менее, соответствующее отношение, пропагандируемое младшими инструкторами на этапе группирования, сыграло свою роль: ребятами была усвоена на подсознательном уровне необходимость руководствоваться в первую очередь интересами дела, коллектива, своего объединения, так как они видели, что только в этом случае происходит наиболее эффективное достижение целей и задач дела или деятельности.

Следует заметить, что на дальнейших этапах развития объединения ребята уже не являвшиеся на тот момент младшими инструкторами демонстрировали эту позицию по отношению к позже пришедшим новичкам.

Постепенно, когда наши младшие инструктора, используя данный нами им в руки инструментарий, смогли решать поставленные перед ними задачи  вопрос мотивации оказался решен. Младшие инструктора, достигая высоких результатов в своей деятельности (как в работе с коллективом вообще так и в работе с личностью) испытывали большое моральное удовлетворение и, зачастую, их работа с отдельными людьми или группами, начинавшаяся как помощь в разрешении той или иной жизненной ситуации или преодоление тех или иных личностных недостатков перерастала в большую дружбу, нередко выходящую за рамки организации и продолжавшуюся уже во взрослой жизни.

Стоит отметить, что ребята-младшие инструктора несмотря на то, что взрослыми этот вопрос не акцентировался, сами в качестве одной из задач своей работы всегда видели развитие отдельно взятой личности и нередко при обсуждении проведенного дела или прожитого дня в лагере подходили к этому обсуждению с точки зрения личностных качеств отдельных членов коллектива, говоря о том что «с Юлей надо работать чтобы была спокойнее и сдержаннее, а Мише надо создать ситуацию успеха, потому что он зажат и скован».

Таким образом, младшие инструктора стали в нашем коллективе особыми его членами. Не имея особого статуса и не обладая особыми правами внутри дружины они, тем не менее, имея на руках определенный инструментарий, завоевывали доверие и авторитет у своих товарищей и впоследствии, используя этот авторитет, решали поставленные перед ними задачи.

Образовалось так называемое «неформальное братство младших инструкторов» - группа ребят, которая стала эмоциональным центром коллектива, своеобразным хранителем традиций коллектива. Отличие от совета дружины этой группы было в том что совет дружины как выборный орган имел определенные полномочия и реализовывал их как исполнительная власть в коллективе, а группа младших инструкторов выборным органом не являлась и следовательно не имела возможности влиять на что либо законодательно, принимая какие-то решения. Однако, поскольку младшие инструктора пользовались наивысшим авторитетом в коллективе (после взрослых) то они могли оказывать влияние на коллектив используя этот авторитет и нередко в ситуации того или иного нравственного выбора именно вес младших инструкторов помогал склонить общественное мнение в ту или иную сторону.

Младшие инструктора стали в коллективе своеобразным «советом старейшин» и ряд вопросов (особенно психолого-педагогического характера) взрослые стали решать уже совместно с младшими инструкторами.

Возвращаясь к вопросу мотивации надо сказать, что однозначного ответа от ребят-младших мы так и не получили до конца. Главным мотивом все-таки является своеобразный процесс получения морального удовлетворения от эффективной работы со сверстниками, от достижения поставленных целей по формированию личности, по влиянию на сознание.

Сам собой сформировался круг вопросов не выходящий при обсуждении за пределы существующей в дружине группы младших инструкторов. К таким вопросам относятся вопросы личного характера, которые младшие инструктора помогают решать кому-то из ребят, вопросы ближайших перспектив развития личностей ребят в коллективе и иные вопросы подобного рода.

Довольно часто ребята в доверительных беседах с младшими инструкторами делятся с ними своими жизненными проблемами, сложностями, просят помочь решить те или иные значимые для них вопросы. В дружине среди младших инструкторов установилась негласная договоренность, что если младший инструктор сам не в состоянии оказать содействие или помочь – он может обратиться за советом или помощью к любому другому младшему инструктору. Таким образом, группа младших в дружине действует как единый коллектив, формирующий общее информационное поле об остальных членах коллектива. При этом, само собой разумеется, что эта информация ни в коем случае не становится доступна остальным ребятам дружины, и даже факт распространения информации среди младших инструкторов для них является неизвестным – работает с ребенком в любом случае тот младший инструктор, к которому ребенок обратился за помощью в конкретном случае.


Одним из инструментов младшего инструктора является механизм ситуации успеха. Под ситуацией успеха мы понимаем некую педагогическую специально смоделированную ситуацию, встающую перед ребенком, разрешение которой является для него некоторым препятствием (до этого он не сталкивался с ситуациями подобной сложности), но которая в то же время является для него теоретически преодолимой. Таким образом, после преодоления данной ситуации у ребенка повышается уверенность в себе и, соответственно, уровень собственных сил и возможностей, что позволяет создавать ему новые, более сложные ситуации успеха, которые, в свою очередь, ведут к дальнейшему личностному росту.

Безусловно, применение подобного механизма дело глубоко индивидуальное и требует личностного подхода  к каждому ребенку, и, как правило, стратегия, выстраиваемая для каждого ребенка, формируется совместно старшим и младшим инструкторами.

Естественно иногда, в силу личных особенностей определенных подростков (завышенная самооценка, высокий уровень притязаний) механизм ситуации успеха применять не стоит, поскольку он еще больше повышает и без того чрезмерную самооценку. В таких случаях стоит добиться, чтобы ребенок начал адекватно себя оценивать (например, подставив его под неуспех) и после этого начинать с ним работать.

Коллективная ситуация успеха – то же самое, только применительно к общности. Коллективная ситуация успеха может возникать, как правило, после удачно проведенного дела и ли после завоевания чего-либо или просто после какого-то значимого для общности в данный момент времени достижения.

Большое влияние на положительный эффект работы общности оказывает настрой и настроение, так называемый «климат». Формирование этого климата младшим инструктором может вестись с помощью игр, песен, разговоров, поведения и пр.

Подводя итог, хочется заметить, что нами в организации давно ведется работа по углублению и развитию методики работы с младшими инструкторами и в данной работе не представляется возможным дать все наработанные к текущему моменту аспекты этой методики.


Владимир Круглов,

Аспирант Центра теории воспитания ИТИП РАО,

Руководитель пионерской дружины МГПО «Сигнальщики»,

Старший инструктор, член бюро МГСПО.

Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2024 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки