Суббота, Мая 04, 2024
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Воспитательный потенциал - Прошедшие подготовку

Индекс материала
Воспитательный потенциал
Основная часть
Прошедшие подготовку
Микрогруппы
Все страницы

Прошедшие специальную подготовку подростки получили внутриколлективное звание «младшие инструктора» (по аналогии со взрослыми – старшими инструкторами). Постепенно в течение 4 лет второго этапа (2000-2004) сформировался ряд традиций и особенностей, связанных с младшеинструкторской подготовкой в коллективе. Так, младший инструктор – единственное звание в дружине к присвоению которого не имеют отношения ребята коллектива. Группа лиц, которая будет в июне (а традиционно школа младшего проходит в июне месяце) проходить младшеинструкторскую подготовку определяется исключительно взрослыми-педагогами (исходя из наблюдений за уровнем развития и личностной подготовки ребят в течение рабочего года в дружине (сентябрь-май).

Младший инструктор – единственный статус в дружине который официально не оговорен и ребята-члены коллектива не имеют информации о целях, формах, средствах и деятельности, которую ведет младший инструктор в коллективе.

При создании школа младших в основном была ориентирована на подготовку старших подростков к деятельности в условиях летнего лагеря актива дружины, на работу во временном детском коллективе – отряде – но постепенно акценты смещались и на данный момент, хотя подготовку младшие инструктора проходят все так же в июне, а к работе приступают в летнем лагере их деятельность в течение учебного года также является значимой.

В силу этих обстоятельств претерпевало также изменение содержание программы подготовки младших инструкторов и если в начальный момент это были в основном приемы работы с временным коллективом, то на данном этапе это уже информация в основном касающаяся работы внутри коллектива как такового – как временного так и постоянного.

По окончании школы младшего инструктора, ребята, получившие от педагогов приглашение пройти подготовку, сдают экзамен и получают сертификат младшего инструктора. Все эти особенности были введены для повышения статуса звания «младший инструктор» среди ребят.

Окружение «ореолом тайны» всего что связано с младшими инструкторами также повлияло на повышение их статуса в коллективе. Младшими инструкторами быть стремятся еще даже не зная что придется делать, просто из желания быть причастными к внутриколлективной элите, внутриколлективной тайне.

Эти приемы позволили нам достичь первичной мотивации, но на этом останавливаться было нельзя. Действительно, если бы ребята становящиеся младшими инструкторами впоследствии испытывали бы разочарование – вся система бы никуда не годилась. Требовалось после вовлечения ребят в данную деятельность создать устойчивую положительную мотивацию к долговременной деятельности.

Эту задачу удалось решить не сразу, но тем не менее престиж звания младшего в коллективе сохранить удалось.  Говоря о мотивации младшего инструктора при его работе в коллективе, следует сказать о задачах, которые мы ставим перед этим подростком.

В настоящий момент  это следующие задачи:

  • Поддержание необходимого настроя и настроения в объединении.
  • Помощь в подготовке творческих дел объединения
  • Взаимодействие групп внутри объединения
  • Ситуация успеха для конкретной личности и объединения в целом

Под настроем мы понимаем в нашей ситуации отношение к деятельности, ведущейся объединением. Настрой, безусловно, должен быть рабочий, но при этом с учетом того,  что постоянное напряжение выматывает. Напряжение должно сменяться релаксацией и так далее. Настрой  - быть рабочим, но разным – то напряженным, то спокойным, неторопливым. Способы формирования настроя тоже разные, они тесно связаны с мотивацией, которая, вообще-то говоря, у каждого подростка может быть разная. Но помимо этого должна быть и коллективная мотивация к деятельности, принимаемая большинством членов коллектива, в идеале, конечно, всеми, причем с внутренним осознанием, та мотивация, которая является «официальной», обсуждаемой вслух.

Коллективная мотивация достигается коллективным целеполаганием, обсуждением целей деятельности, ее результатов и пользы. Личная мотивация формируется благодаря беседам младшего инструктора с конкретными ребятами в самых различных формах: от дискуссий и споров до намеков и мельком оброненных слов.

Настроение. Каким оно должно быть – зависит от конкретной жизненной ситуации, главное – то, что оно должно быть адекватным этой ситуации. Нелепо поддерживать хорошее настроение в ситуации беды, проблемы, но и ударяться в трагизм не стоит. Главным критерием при решении вопроса – какое настроение сейчас требуется детскому коллективу должно быть соответствие этого настроения целям и задачам дела и коллектива.

Поначалу для наших младших инструкторов даже простое определение требующихся в данной ситуации настроя и настроения было непростой задачей. Спустя несколько лет у опытных младших инструкторов сформировалось и постепенно перешло на самых маленьких членов коллектива «интуитивное» ощущение правильности настроения, соответствия его ситуации. Это было хорошо видно, например, на подведении итогов дня в лагере или коллективно-творческого дела в городской деятельности – пошел важный разговор и тут все замолкли, боясь пошевелиться, или идет концерт, на сцене задушевное, трогающее душу выступление и всем хочется продлить ощущение теплоты и радости и даже самые маленькие ребята с неудовольствием смотрели на подростка не чувствующего этого настроения, сбивающего его своей громкой речью или резкими движениями.

При подготовке и проведении творческих дел мы ставили нашим младшим инструкторам задачи, при которых все дела коллектива должны были делаться сообща, коллектив должен был уметь организовать работу так, чтобы не было перегруженных и не было незанятых.

Достижение наилучшего результата в деле должно было быть одной из главных целей, как коллектива, так и всех его членов.

При подготовке к делу должны были решаться, помимо, собственно самой подготовки, несколько других задач: творческое дело должно было способствовать тому, что ребенок заинтересуется некоторой ведущей деятельностью творческого дела.

Новичкам дело обязательно должно было понравиться, независимо от результата.

Обязательный анализ после творческого дела должен был помочь осознать ошибки и в будущем подготовить дело на более высоком уровне.

При этом каждому подготавливающемуся делу предшествовало тщательное обсуждение процесса подготовки и проведения дела взрослыми и младшими инструкторами. В процессе этого обсуждения решались вопросы как о определении позиции и поручения каждого ребенка, так и о построении ситуаций успеха для каждого конкретного ребенка в процессе подготовки данного дела. Впоследствии процесс обсуждения представилось возможным свести к минимуму, поскольку уровень квалификации подростков – младших инструкторов возрос настолько, что они были сами в состоянии решать данные задачи и обращались к взрослым только в исключительных случаях. Таким образом, возник и начал развиваться своеобразный процесс, который получил название «Дети-детям» и вылился в программу одноименной лагерной смены, а в дальнейшем и в программу постоянной деятельности объединения «Пионерская дружина «Сигнальщики» «Шаг навстречу».

При взаимодействии групп внутри объединения мы вместе с младшими инструкторами руководствовались соображениями что все микрогруппы, существующие внутри объединения не должны бороться за первенство и лидерство, а должны работать сообща, преследуя цель всего коллектива.



Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2024 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки