Индекс материала |
---|
Воспитательный потенциал |
Основная часть |
Прошедшие подготовку |
Микрогруппы |
Все страницы |
Основная часть опытно-экспериментальной работы велась автором в рамках его руководства детским общественным объединением «Пионерская дружина «Сигнальщики» Московской городской пионерской организации. Коллектив возник и развивался изначально как школьная детская общественная организация, членами которой были учащиеся ГОУ СОШ №662 САО, впоследствии перешел на уровень муниципального района, сменив место базирования (МУ «Досуговый клуб «Парус»), что, безусловно, оказало влияние на модель организации жизнедеятельности коллектива.
Во все годы существования педагогами-руководителями (далее инструкторами или старшими инструкторами – в терминологии принятой в нашем ДОО) ставилась задача становления личности подростка как активного гражданина своего Отечества, любящего Родину, уважающего все народы, живущие на Планете. Мы видели (и видим) своей целью «помочь пионеру познать мир в процессе активной деятельности по изменению его к лучшему».
За первые несколько лет существования ДОО «Пионерская дружина «Сигнальщики» был накоплен багаж традиций, внутренних правил коллектива, особый стиль отношений, сформировавшийся исходя из конкретных условий жизнедеятельности. В момент, когда первые старшеклассники стали покидать детский состав коллектива возникла необходимость передать накопленный ценностный багаж следующему поколению. В этот момент перед нами и встала задача использования межвозрастного взаимодействия.
Надо заметить, что в тот момент нами эта задача (передачи ценностного багажа) была решена далеко не в полной мере, поскольку старшие подростки – основные носители ценностей коллектива отнюдь не были замотивированы на передачу этих ценностей следующему поколению, которое они рассматривали скорее как ненужную и бесполезную часть коллектива, нежели как свою будущую смену. В тот момент контакта и последующей за ним передачи ценностей новой группе так и не произошло, но это натолкнуло нас (руководителей) на мысль о необходимости вести специальную работу в этом направлении, чтобы не решать каждые 3-4 года одни и те же организационные задачи (а опыт показал что именно в течение 3-4 лет детский состав нашего коллектива обновлялся примерно на 80-90%). Поскольку, как правило, ребята-старожилы объединения были старше ребят новичков, представителей нового поколения перед нами встала задача организовать взаимодействие ребят различного возраста с целью передачи норм, традиций, правил, обычаев и других внутренних ценностей коллектива последующему поколению. Вскоре стало ясно, что это невозможно сделать без заинтересованности ребят-старожилов в этой передаче. Задача трансформировалась в необходимость создать мотивацию у ребят старших подростков по общению с младшими подростками и результаты достигаемые в этом направлении и по сей день уже давно вышли за рамки этой конкретной задачи. Возникла и начала формироваться система межвозрастного взаимодействия системообразующим фактором которой стало общение, выделяемое нами в специализированную психолого-педагогическую категорию, которую мы в нашем коллективе рассматриваем как один из главных инструментов достижения ставящихся целей.
Становление системы межвозрастного взаимодействия в детском общественном объединении «Пионерская дружина «Сигнальщики» проходило в несколько этапов. Каждый этап определял собой переход на новый ценностно-мотивационный уровень отношений между ребятами-старшими подростками и новичками в объединении. Этапы были в какой-то мере связаны с развитием самого объединения, повышением уровня группы в рамках ступеней роста развития групп (по Линчевскому), но и не только с ними. Всего с точки зрения различных построений межвозрастного взаимодействия в нашем ДОО можно выделить три этапа.
Первый этап (1996-2000 гг.) являл собой осознание важности межвозрастного взаимодействия в дружине и первые попытки использовать его потенциалы для реализации целей коллектива. На этом этапе взрослыми-педагогами ДОО было замечено влияние старших подростков объединения на систему жизнедеятельности ДОО в целом, а также на отдельные ее аспекты и было принято решение выделить в особый блок работу со старшими подростками в объединении.
На втором этапе (2000-2004 гг.) проходило организационное оформление системы межвозрастного взаимодействия, появилось особое звание в коллективе – младший инструктор – подросток прошедший специальную подготовку для выполения ряда психолого-педагогических задач внутри коллектива.
На третьем этапе (2004- настоящее время) идет процесс углубления и расширения использования межвозрастного взаимодействия для достижения локальных и глобальных целей коллектива и решения его задач разного уровня важности и значимости. Прорабатываются модели отношений младший инструктор – ребенок коллектива, младший инструктор – взрослый педагог и так далее.
В нашем понимании младший инструктор – ребенок 14-15 лет, реже более младший. Опыт показывает, что именно к этому возрасту ребенок при определенном педагогическом руководстве начинает не просто себя рефлексировать, но и (при необходимости) подчинять собственные личные мотивы интересам дела, коллектива, а также уметь решать сложные задачи, связанные с педагогической деятельностью.
Как правило, становясь младшим инструктором, подросток проходит определенную подготовку, важно, чтобы овладение навыками педагогической деятельности было для него значимым, а желание быть младшим инструктором – сильным. Только в этом случае, при умелой работе инструкторов, младший инструктор не потеряет интереса к своей деятельности. В ходе учебы будущего младшего знакомят с его целями, задачами, методами реализации этих задач, организаторскими, педагогическими и психологическими приемами.