Индекс материала |
---|
Социально-педагогический потенциал |
Речь идёт о... |
Таким образом |
Все страницы |
Таким образом, мы видим здесь тот «педагогический треугольник» с вершинами - воспитанием, социализацией и саморазвитием личности, который Б.З.Вульфов связывает с содержанием процесса «становления социальности человека».
Через всю жизнедеятельность пионерских объединений проходит идея Заботы. Заботы об улучшении своей и окружающей жизни, о людях близких и далёких. Именно с этой идеей связывали Пионерство (мы определяем этим словом образ пионерской жизни, жизненную позицию пионера и систему ценностей, положенных в основу жизнедеятельности пионерского движения) идеологи Пионерии от Н.К. Крупской до И.П. Иванова.
Прежде всего, идея Заботы проявляется в пионерской деятельности.
Деятельность пионерских объединений характеризуется, во-первых, выраженной общественной направленностью. Речь идёт о посильном для подростка участии в созидательной общественной практике (т.е. деятельность социосообразна). Во-вторых, она личностно ориентированна (в центре внимания личность подростка, его интересы и потребности, прежде всего социальные по своей сути, т.е. деятельность природосообразна). В третьих, - многопрофильна (присутствует широкий содержательный спектр, который помогает и организации реализовывать её цели-функции, и даёт возможность подростку реализовать свои интересы, в т.ч. с учётом возрастных и иных изменений).
Такой подход к деятельности позволяет гармонизировать принципы социо и природосообразности, дать возможность каждому подростку реализовать в организации свои интересы, а также многое получить от организации, отдавая ей «по способностям».
Категория Заботы стержневая и в системе отношений в пионерских объединениях, которая пронизана идеями коллективизма и товарищества (диалогические отношения, построенные на принципах равенства и равноправия, взаимного уважения, доверия, общности деятельности, интересов; гуманистические по своей сути).
Причём эти отношения характерны не только для «детской части» организации, но и для отношений детей и взрослых (последние у многих пионерских объединений сегодня являются членами организации). Всё это способствует формированию творческого содружества поколений (И.П. Иванов), когда взрослый (инструктор, вожатый и пр.) объективно становится старшим товарищем подростков по совместной, коллективной и творческой заботе, направленной на улучшение окружающей и своей жизни.
Товарищество и коллективизм присущи отношениям и между взрослыми членами пионерских объединений.
Такая система отношений позволяет сочетать уважение к личности и высокую требовательность к человеку (А.С. Макаренко); гармонизировать общественный и личный интересы. Она создаёт условия для создания комфортного для подростка климата в организации, и для реализации его потребностей, интересов. А, кроме того, (что весьма важно) для гуманистического самоутверждения и самовыражения детей и для формирования у подростка привычке к таковому.
Жизнедеятельность пионерского объединения зиждется на самодеятельных основах.
Самодеятельность мы понимаем вслед за Г.М. Иващенко, во-первых, как принцип жизнедеятельности организации, который вытекает из ее природы как организации общественной и находит свое выражение в добровольности членства, свободе выхода из ее рядов, праве выбора членами организации пионерского коллектива, системе пионерского самоуправления и товарищеском характере взаимоотношений между взрослыми и детьми.
Во-вторых, как особое качество деятельности членов организации по внутреннему убеждению, а не по принуждению, когда члены организации (подростки и взрослые, но особенно важно, что подростки) выступают в качестве субъектов целеполагания, организации и оценки жизни и деятельности своего коллектива, дальнейшего последействия.
Наконец, как интегративное качество личности, включающее в себя такие компоненты, как инициатива, творчество, самостоятельность и ответственность.
Самодеятельный характер пронизывает все сферы жизнедеятельности пионерских объединений и позволяет обеспечивать субъектную позицию членов организации в процессе их жизнедеятельности.
Подчеркнём, что самодеятельность «по-пионерски» также пронизана идеями Заботы, а значит гуманизмом.
Игра, ещё один «пронизывающий фактор» в жизнедеятельности пионерского объединения.
Мы рассматриваем здесь не обычную, но «длительную воспитывающую игру» (термин И.Н. Жукова) как важнейший инструментарий для реализации идей Пионерства.
Значит игрой, игровыми ситуациями и т.п. должно быть пропитано в организации всё. Огромную роль в этой связи играют традиции, символика, атрибутика, ролевые моменты, связанные с организацией пионерских дел, осуществлением пионерского самоуправления и пр.
Игра в «Страну Пионерия» позволяет в сочетании с остальными важнейшими составляющими Пионерства (самодеятельный характер организации, пронизанность созидательностью – заботой, коллективизм и товарищество как основа «пионерских взаимоотношений») «включить» столь необходимые и созвучные возрасту подростка «механизмы» как творчество, романтика жизни, поиска, созидания, дружбы.
Таким образом, важнейшими базовыми ценностями, положенными в основу Пионерства как образа жизни в этой организации (а значит и важнейшими категориями, непосредственно связанными с социально-педагогическим потенциалом пионерского движения) являются:
-Забота, созидательность, стремление улучшить свою и окружающую жизнь (по словам детей «сделать жизнь хоть чуть-чуть чище, краше и добрее», т.е. здесь присутствует гуманизм, гражданственность и патриотизм как доминанта);
-коллективизм, товарищество (основа гармонизации личных и общественных интересов), уважение к личности и высокая требовательность к ней (снова доминирующими факторами являются гражданственность и гуманизм);
-самодеятельность, субъектная позиция личности члена организации (гуманистические и формирующие гражданственность категории);
-творчество, игра.
Итак, мы попытались выделить общие характеристики такого явления, как социально-педагогический потенциал всего детского общественного движения и особенности социально-педагогических возможностей пионерского движения.
Конечно, для реализации социально-педагогического потенциала всем ДОД (пионерским в том числе) необходимы определённые условия. И их выявление – важная проблема. Но это уже тема для специального разговора.
Лебедев Д.Н.