Пятница, Мая 03, 2024
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Социально-педагогический потенциал

Индекс материала
Социально-педагогический потенциал
Речь идёт о...
Таким образом
Все страницы

Социально-педагогический потенциал, по нашему мнению, является одной из важных характеристик детского общественного движения, отдельных его отрядов.

Несколько слов о самом понятии.

Потенциал – возможности («энергия»), присущие изучаемому нами объекту, исходя из его внутренних, сущностных характеристик, для реализации своих объективных функций (предназначений), всех или их части, при наличие необходимых (благоприятных для этого) условий.

Под социально-педагогическим потенциалом детского общественного движения мы понимаем возможности, присущие ДОД как явлению, для реализации своих важнейших функций, и, прежде всего, - воспитания в широком смысле этого понятия и социализации личности подростка в совокупности (двух сторон сложного диалектического единства - процесса формирования личности подрастающего гражданина своего Отечества).

Эти возможности, по нашему мнению, коренятся в сущности ДОД (процесса зарождения, становления, развития и исчезновения; совокупности жизнедеятельности ДОО разных типов и видов) как социально-педагогического явления. А также в сущностных характеристиках различных ДОО.

Среди составляющих сущностной характеристики ДОД как социально-педагогического явления выделим следующие:

Во-первых, ДОД относится к видам социальных движений, в данном случае защищающим интересы и реализующим потребности детей как особой социальной группы населения.

Во-вторых, ДОД представляет из себя форму общественной активности детей.

В третьих, оно является важным средством для решения задач развития и социального становления подрастающего поколения юных граждан.

Детские общественные объединения (стержневой компонент ДОД) отличаются от других форм активности детей и форм воспитательной работы, как нам кажется, в совокупности следующими важнейшими показателями:

  • Общественной с одной и личностной с другой стороны направленностью своей жизнедеятельности;
  • Добровольностью членства;
  • Весомым уровнем развития самодеятельных начал;
  • Значительной самостоятельностью в своей жизнедеятельности;
  • Гуманистическим типом взаимоотношений (отношений);
  • Развитой (или активно развивающейся) системой традиций, символики, атрибутики, ритуалов и других игровых инструментариев, а также правил, норм жизни в ДОО, что создаёт самобытный облик объединения.

При этом ДОО непременно должны быть подвержены педагогическому воздействию в разных видах и формах.

Таким образом, к детским общественным объединениям могут быть причислены, при наличии у них названных выше показателей, самые различные детские сообщества (их формальный статус, названия, учредители, место в штатных расписаниях различных учреждений и организаций, если таковое имеется, решающей роли в данном случае не играют).

Подчеркнём, всё сказанное выше относится именно к детским общественным объединениям, детскому общественному движению (слово общественное является стержневым), социально и педагогически организованной части детского движения, явления несравненно более широкого, характеризующегося как «способ освоения детьми мира и воздействия на него путём коллективной деятельности в кругу сверстников» (А.В. Луков); и охватывающего совокупность форм «конкретно - исторического состояния институциональной организованности детей и подростков, характеризующейся наличием и динамикой различного типа добровольных сообществ, объединений, организаций и формирований» (И.Н. Никитин).

Социально-педагогические возможности ДОД теснейшим образом связаны с той конкретно исторически (с одной стороны) и социально (с другой стороны) обусловленной (в ряде случаев поддержанной и «утверждённой» государством) системой ценностей, которая объективно лежит в его основе.

Думается, в этой системе ценностей сегодня следует особо выделить: гуманизм, патриотизм, гражданственность, созидательность, природосообразность, социосообразность, самодеятельность.

Социально-педагогические возможности ДОД находят своё отражение в таких важнейших категориях, как: системы деятельности, основы взаимоотношений и принципы жизнедеятельности, характерных для различных ДОО.

Если признаки (выделенные нами выше показатели-характеристики) ДОД выражены, а ценности действительно лежат в основе его жизнедеятельности, ДОД в целом  и ДОО разных типов в той или иной мере объективно способны реализовывать на практике в совокупности, следующие социально-педагогические цели-функции:

  • Включение членов ДОО на посильном для них уровне в общественную жизнь, разнообразную социальную практику как средство гражданского становления личности ребёнка;
  • Удовлетворение потребностей и интересов членов ДОО, в первую очередь, детей (прежде всего, социальных по своей сути, например в объединении, в общении, в самоутверждении, в реализации своих способностей на практике); передача некоторых специфических знаний (тех, которые трудно формируются и передаются школой, другими социально-педагогическими институтами, скажем организаторских, связанных с опытом самоуправления и т.п.);
  • Целенаправленное введение детей в социум и адаптация их к нему;
  • Защита прав, достоинства, интересов членов ДОО, в том числе от негативных влияний окружающих их социальных явлений.

Как следствие, организованное ДОД самодеятельного характера, гуманистической и патриотической направленности может способствовать появлению в обществе пласта, во-первых, критически мыслящей; во-вторых, активной; в третьих, инициативной и творческой молодёжи, имеющей, в четвёртых, своего рода, «социальный иммунитет» ко многим негативным явлениям социума.


Речь идёт о молодых Гражданах с мотивацией, ориентированной не только на удовлетворение собственных интересов и потребностей, но и на труд, на благо людей, своей стране, т.е. со сформированными качествами истинной гражданственности.

Оно может способствовать (реализуя социальные потребности подростков) получению молодыми людьми действительно гуманистического опыта общения с людьми, взаимодействия с окружающим Миром; опыта самоутверждения в кругу людей без насилия и иных негативных моментов; опыта участия в по-настоящему демократических процедурах. И получению ими необходимых для этого знаний, приобретению необходимых умений и формированию навыков.

Наконец, оно может способствовать появлению в обществе отрядов молодой интеллигенции в истинном смысле этого понятия.

Всё это весьма актуально в современных условиях.

Перечисленное выше и является в самом общем виде важнейшими социально-педагогическими возможностями (потенциалом) ДОД в целом.

Подчеркнём, что, с нашей точки зрения, содействие гражданскому формированию личности подростка является стержнем сущностной характеристики выделенного нами понятия «социально-педагогический потенциал» ДОД в целом.

Применительно к конкретным пластам ДОД (как в историческом аспекте, так и на современном этапе его развития) следует рассматривать то особенное (по содержанию, по форме, а также в методах, способах и приёмах реализации), что свойственно для их социально-педагогического потенциала, исходя из специфики социально-педагогических параметров различных ДОО при безусловном примате общих для всего ДОД характеристик явления.

Для нас весьма интересна проблема социально-педагогического потенциала пионерского движения, и сегодня, через 10 лет после преобразования ВПО имени В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, не смотря ни на что, – наиболее крупного пласта современного детского общественного движения РФ (по данным нашего исследования, проведённого осенью 1999 года в 15 регионах РФ, которым было охвачено около 12 тыс. детей 10-15 лет, пионерами считали себя свыше 54% опрошенных подростков – членов любых ДОО), имеющего выраженную тенденцию к росту (в 1994 году по данным аналогичного исследования – 46%).

Пионеры сохранилась в российских регионах (в той или иной степени) практически повсеместно. Пионерские объединения доминируют в детском движении Белоруссии, имеют значительный вес в Украине; действуют, так или иначе, по существу во всех бывших союзных республиках СССР.

Начиная разговор о социально-педагогическом потенциале пионерского движения, следует, в первую очередь, подчеркнуть, что с некоторыми оговорками, связанными с конкретным этапом развития Пионерии периода существования ВПО имени В.И. Ленина (монопольной, с весомыми чертами государственной детской организации), пионерским объединениям в полной мере присущи все характеристики ДОО. А значит, они обладают общим для всех ДОО потенциалом и в принципе могут осуществлять выделенные нами выше социально-педагогические цели-функции.

Ставя пионерское движение с т.з. социально-педагогического потенциала в один ряд с другими отрядами ДОД, необходимо выделить его особенности, свойственные именно этому отряду ДОД.

Пионерское движение (совокупность жизнедеятельности пионерских объединений) может быть в самом общем виде определено как гуманистическое, патриотическое, общественное движение детей и взрослых, характеризующееся ярко выраженной социальной направленностью своей многопрофильной деятельности, имеющей личностную ориентацию; принципы отношений (взаимоотношений) в котором базируются на идеях коллективизма и товарищества, а жизнедеятельность пронизана самодеятельными началами, творчеством и игрой, самобытными традициями.

Говоря о социально-педагогическом потенциале пионерского движения, мы будем использовать термин «Пионерство».

Пионерство, в нашем понимании, это многогранная категория, взаимоувязывающая в себе ряд важнейших компонентов:

Во-первых, Пионерство как образ жизни человека, отличающийся активностью и неуспокоенностью; требующий от него стремления к познанию окружающего Мира и самосовершенствованию; творческого поиска и заинтересованности в людях и в том, чтобы жизнь вокруг становилась лучше.

Во-вторых, Пионерство как систему ценностей, которая положена в основу жизнедеятельности пионерских объединений (мы кратко определили её выше, и будет ещё говорить о ней в дальнейшем).

Наконец, Пионерство как жизненную позицию члена организации, базирующуюся на принятии им «пионерской системы ценностей» и реализации её на практике в деятельности пионерского коллектива и в своей жизни.

Эта жизненная позиция формируется на основе, в т.ч. «пионерского образа жизни», базирующегося на «пионерской системе ценностей».

Рассмотрим основные характеристики социально-педагогического потенциала пионерского движения применительно к таким категориям, как его цели, деятельность, основы взаимоотношений (отношений) и принципы жизнедеятельности пионерских объединений.

В формулировке цели жизнедеятельности пионерской организации, зафиксированной в Уставе СПО (ФДО) СССР (напомним, Устав готовился для пионерской организации), принятом на Х Всесоюзном Слёте осенью 1990 года значилось: «помочь пионеру познать и улучшить окружающий Мир, стать достойным Гражданином своего Отечества».

В этой формулировке объединены три важнейших компонента, непосредственно связанных с сущностными характеристикой пионерского объединения: познание окружающего Мира, его преобразование (улучшение) и формирование личности юных Граждан своего Отечества.

Их увязка в цели пионерской организации, а все эти компоненты, как правило, присутствуют в формулировках целей организаций пионеров, действующих сегодня (а по сути дела присутствовали у пионеров всегда), оправдана и име­ет сугубо диалектический смысл.

Улучшать Мир невозможно без его познания, в про­цессе которого настоящий Гражданин и патриот (а именно формированию таких личностей, «любящих Родину, уважающих все народы, живущие на Планете», организация ставит задачу способствовать) не может пройти мимо проблем и бед людей, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная общественная практика стимулиру­ет его стремление к дальнейшему открытию Мира и к самосовершенствованию (чему целенаправленно способствует и детская общественная организация). А это в свою очередь формирует истинный патриотизм, настоящую гражданственность не словесную, а деятельностную, т.е. основанную на активности, неуспокоенности, заинтересованности в людях, в том, чтобы жизнь становилась лучше.


Таким образом, мы видим здесь тот «педагогический треугольник» с вершинами - воспитанием, социализацией и саморазвитием личности, который Б.З.Вульфов связывает с содержанием процесса «становления социальности человека».

Через всю жизнедеятельность пионерских объединений проходит идея Заботы. Заботы об улучшении своей и окружающей жизни, о людях близких и далёких. Именно с этой идеей связывали Пионерство (мы определяем этим словом образ пионерской жизни, жизненную позицию пионера и систему ценностей, положенных в основу жизнедеятельности пионерского движения) идеологи Пионерии от Н.К. Крупской до И.П. Иванова.

Прежде всего, идея Заботы проявляется в пионерской деятельности.

Деятельность пионерских объединений характеризуется, во-первых, выраженной общественной направленностью. Речь идёт о посильном для подростка участии в созидательной общественной практике (т.е. деятельность социосообразна). Во-вторых, она личностно ориентированна (в центре внимания личность подростка, его интересы и потребности, прежде всего социальные по своей сути, т.е. деятельность природосообразна). В третьих, - многопрофильна (присутствует широкий содержательный спектр, который помогает и организации реализовывать её цели-функции, и даёт возможность подростку реализовать свои интересы, в т.ч. с учётом возрастных и иных изменений).

Такой подход к деятельности позволяет гармонизировать принципы социо и природосообразности, дать возможность каждому подростку реализовать в организации свои интересы, а также многое получить от организации, отдавая ей «по способностям».

Категория Заботы стержневая и в системе отношений в пионерских объединениях, которая пронизана идеями коллективизма и товарищества (диалогические отношения, построенные на принципах равенства и равноправия, взаимного уважения, доверия, общности деятельности, интересов; гуманистические по своей сути).

Причём эти отношения характерны не только для «детской части» организации, но и для отношений детей и взрослых (последние у многих пионерских объединений сегодня являются членами организации). Всё это способствует формированию творческого содружества поколений (И.П. Иванов), когда взрослый (инструктор, вожатый и пр.) объективно становится старшим товарищем подростков по совместной, коллективной и творческой заботе, направленной на улучшение окружающей и своей жизни.

Товарищество и коллективизм присущи отношениям и между взрослыми членами пионерских объединений.

Такая система отношений позволяет сочетать уважение к личности и высокую требовательность к человеку (А.С. Макаренко); гармонизировать общественный и личный интересы. Она создаёт условия для создания комфортного для подростка климата в организации, и для реализации его потребностей, интересов. А, кроме того, (что весьма важно) для гуманистического самоутверждения и самовыражения детей и для формирования у подростка привычке к таковому.

Жизнедеятельность пионерского объединения зиждется на самодеятельных основах.

Самодеятельность мы понимаем вслед за Г.М. Иващенко, во-первых, как принцип жизнедеятельности организации, который вытекает из ее природы как организации общественной и находит свое выражение в добровольности членства, свободе выхода из ее рядов, праве выбора членами организации пионерского коллектива, системе пионерского самоуправления и товарищеском характере взаимоотношений между взрослыми и детьми.

Во-вторых, как особое качество деятельности членов организации по внутреннему убеждению, а не по принуждению, когда члены организации (подростки и взрослые, но особенно важно, что подростки) выступают в качестве субъектов целеполагания, организации и оценки жизни и деятельности своего коллектива, дальнейшего последействия.

Наконец, как интегративное качество личности, включающее в себя такие компоненты, как инициатива, творчество, самостоятельность и ответственность.

Самодеятельный характер пронизывает все сферы жизнедеятельности пионерских объединений и позволяет обеспечивать субъектную позицию членов организации в процессе их жизнедеятельности.

Подчеркнём, что самодеятельность «по-пионерски» также пронизана идеями Заботы, а значит гуманизмом.

Игра, ещё один «пронизывающий фактор» в жизнедеятельности пионерского объединения.

Мы рассматриваем здесь не обычную, но «длительную воспитывающую игру» (термин И.Н. Жукова) как важнейший инструментарий для реализации идей Пионерства.

Значит игрой, игровыми ситуациями и т.п. должно быть пропитано в организации всё. Огромную роль в этой связи играют традиции, символика, атрибутика, ролевые моменты, связанные с организацией пионерских дел, осуществлением  пионерского самоуправления и пр.

Игра в «Страну Пионерия» позволяет в сочетании с остальными важнейшими составляющими Пионерства (самодеятельный характер организации, пронизанность созидательностью – заботой, коллективизм и товарищество как основа «пионерских взаимоотношений») «включить» столь необходимые и созвучные возрасту подростка «механизмы» как творчество, романтика жизни, поиска, созидания, дружбы.

Таким образом, важнейшими базовыми ценностями, положенными в основу Пионерства как образа жизни в этой организации (а значит и важнейшими категориями, непосредственно связанными с социально-педагогическим потенциалом пионерского движения) являются:

-Забота, созидательность, стремление улучшить свою и окружающую жизнь (по словам детей «сделать жизнь хоть чуть-чуть чище, краше и добрее», т.е. здесь присутствует гуманизм, гражданственность и патриотизм как доминанта);

-коллективизм, товарищество (основа гармонизации личных и общественных интересов), уважение к личности и высокая требовательность к ней (снова доминирующими факторами являются гражданственность и гуманизм);

-самодеятельность, субъектная позиция личности члена организации (гуманистические и формирующие гражданственность категории);

-творчество, игра.

Итак, мы попытались выделить общие характеристики такого явления, как социально-педагогический потенциал всего детского общественного движения и особенности социально-педагогических возможностей пионерского движения.

Конечно, для реализации социально-педагогического потенциала всем ДОД (пионерским в том числе) необходимы определённые условия. И их выявление – важная проблема. Но это уже тема для специального разговора.


Лебедев Д.Н.


Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2024 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки