Индекс материала |
---|
Социально-педагогический потенциал |
Речь идёт о... |
Таким образом |
Все страницы |
Речь идёт о молодых Гражданах с мотивацией, ориентированной не только на удовлетворение собственных интересов и потребностей, но и на труд, на благо людей, своей стране, т.е. со сформированными качествами истинной гражданственности.
Оно может способствовать (реализуя социальные потребности подростков) получению молодыми людьми действительно гуманистического опыта общения с людьми, взаимодействия с окружающим Миром; опыта самоутверждения в кругу людей без насилия и иных негативных моментов; опыта участия в по-настоящему демократических процедурах. И получению ими необходимых для этого знаний, приобретению необходимых умений и формированию навыков.
Наконец, оно может способствовать появлению в обществе отрядов молодой интеллигенции в истинном смысле этого понятия.
Всё это весьма актуально в современных условиях.
Перечисленное выше и является в самом общем виде важнейшими социально-педагогическими возможностями (потенциалом) ДОД в целом.
Подчеркнём, что, с нашей точки зрения, содействие гражданскому формированию личности подростка является стержнем сущностной характеристики выделенного нами понятия «социально-педагогический потенциал» ДОД в целом.
Применительно к конкретным пластам ДОД (как в историческом аспекте, так и на современном этапе его развития) следует рассматривать то особенное (по содержанию, по форме, а также в методах, способах и приёмах реализации), что свойственно для их социально-педагогического потенциала, исходя из специфики социально-педагогических параметров различных ДОО при безусловном примате общих для всего ДОД характеристик явления.
Для нас весьма интересна проблема социально-педагогического потенциала пионерского движения, и сегодня, через 10 лет после преобразования ВПО имени В.И. Ленина в СПО (ФДО) СССР, не смотря ни на что, – наиболее крупного пласта современного детского общественного движения РФ (по данным нашего исследования, проведённого осенью 1999 года в 15 регионах РФ, которым было охвачено около 12 тыс. детей 10-15 лет, пионерами считали себя свыше 54% опрошенных подростков – членов любых ДОО), имеющего выраженную тенденцию к росту (в 1994 году по данным аналогичного исследования – 46%).
Пионеры сохранилась в российских регионах (в той или иной степени) практически повсеместно. Пионерские объединения доминируют в детском движении Белоруссии, имеют значительный вес в Украине; действуют, так или иначе, по существу во всех бывших союзных республиках СССР.
Начиная разговор о социально-педагогическом потенциале пионерского движения, следует, в первую очередь, подчеркнуть, что с некоторыми оговорками, связанными с конкретным этапом развития Пионерии периода существования ВПО имени В.И. Ленина (монопольной, с весомыми чертами государственной детской организации), пионерским объединениям в полной мере присущи все характеристики ДОО. А значит, они обладают общим для всех ДОО потенциалом и в принципе могут осуществлять выделенные нами выше социально-педагогические цели-функции.
Ставя пионерское движение с т.з. социально-педагогического потенциала в один ряд с другими отрядами ДОД, необходимо выделить его особенности, свойственные именно этому отряду ДОД.
Пионерское движение (совокупность жизнедеятельности пионерских объединений) может быть в самом общем виде определено как гуманистическое, патриотическое, общественное движение детей и взрослых, характеризующееся ярко выраженной социальной направленностью своей многопрофильной деятельности, имеющей личностную ориентацию; принципы отношений (взаимоотношений) в котором базируются на идеях коллективизма и товарищества, а жизнедеятельность пронизана самодеятельными началами, творчеством и игрой, самобытными традициями.
Говоря о социально-педагогическом потенциале пионерского движения, мы будем использовать термин «Пионерство».
Пионерство, в нашем понимании, это многогранная категория, взаимоувязывающая в себе ряд важнейших компонентов:
Во-первых, Пионерство как образ жизни человека, отличающийся активностью и неуспокоенностью; требующий от него стремления к познанию окружающего Мира и самосовершенствованию; творческого поиска и заинтересованности в людях и в том, чтобы жизнь вокруг становилась лучше.
Во-вторых, Пионерство как систему ценностей, которая положена в основу жизнедеятельности пионерских объединений (мы кратко определили её выше, и будет ещё говорить о ней в дальнейшем).
Наконец, Пионерство как жизненную позицию члена организации, базирующуюся на принятии им «пионерской системы ценностей» и реализации её на практике в деятельности пионерского коллектива и в своей жизни.
Эта жизненная позиция формируется на основе, в т.ч. «пионерского образа жизни», базирующегося на «пионерской системе ценностей».
Рассмотрим основные характеристики социально-педагогического потенциала пионерского движения применительно к таким категориям, как его цели, деятельность, основы взаимоотношений (отношений) и принципы жизнедеятельности пионерских объединений.
В формулировке цели жизнедеятельности пионерской организации, зафиксированной в Уставе СПО (ФДО) СССР (напомним, Устав готовился для пионерской организации), принятом на Х Всесоюзном Слёте осенью 1990 года значилось: «помочь пионеру познать и улучшить окружающий Мир, стать достойным Гражданином своего Отечества».
В этой формулировке объединены три важнейших компонента, непосредственно связанных с сущностными характеристикой пионерского объединения: познание окружающего Мира, его преобразование (улучшение) и формирование личности юных Граждан своего Отечества.
Их увязка в цели пионерской организации, а все эти компоненты, как правило, присутствуют в формулировках целей организаций пионеров, действующих сегодня (а по сути дела присутствовали у пионеров всегда), оправдана и имеет сугубо диалектический смысл.
Улучшать Мир невозможно без его познания, в процессе которого настоящий Гражданин и патриот (а именно формированию таких личностей, «любящих Родину, уважающих все народы, живущие на Планете», организация ставит задачу способствовать) не может пройти мимо проблем и бед людей, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная общественная практика стимулирует его стремление к дальнейшему открытию Мира и к самосовершенствованию (чему целенаправленно способствует и детская общественная организация). А это в свою очередь формирует истинный патриотизм, настоящую гражданственность не словесную, а деятельностную, т.е. основанную на активности, неуспокоенности, заинтересованности в людях, в том, чтобы жизнь становилась лучше.