Индекс материала |
---|
Об общем и особенном |
Пионерские организации |
Интеграционный процесс |
Эти категории |
Политическая социализация |
Модели |
Все страницы |
Не смотря на все сложности, интеграционный процесс в пионерском движении продолжался. Он стимулировался встречами пионерских работников (Орёл – 1994, Санкт-Петербург – 1997, Минск – 1998, Брянск – 1999, Москва – 2003, 2004, Волгоград – 2005), проведением в период с 1997 по 2007 годы серии международных сборов (слётов и лагерей актива) в Ялте, Минске, Брянске, Орле, Липецке, Волгограде, Москве. Был опубликован ряд работ по пионерской проблематике, разработаны новая редакция Пионерской Декларации (1998) и Договор «О взаимодействии пионерских объединений РФ» (2004), завершившие на данном этапе процесс осмысления руководителями пионеров и самими ребятами современной сущности своих объединений и пионерского образа жизни в новых условиях.
Общее представление о пионерском объединении и пионере нового века в наибольшей степени сближает пионерские организации. Именно здесь коренится наше главное «общее». Остановимся на этом подробнее.
Для характеристики сущности современных пионерских объединений нами было введено понятие «пионерство».
В основу понимания сущности современного пионерства положены, в частности, идеи педагогических концепций И.Н. Жукова (длительная воспитывающая игра как основа жизнедеятельности общественных объединений детей), М.В. Крупениной (гармонизация интересов коллектива и личности в детском движении; комплекс знаний и умений, обеспечивающих рост пионера как члена организации), Н.К. Крупской (ведущая роль социально значимой и организаторской деятельности в жизнедеятельности пионерских объединений); научные позиции Г.М. Иващенко и Л.В. Алиевой (развитие самодеятельных начал пионерского объединения, формирование в нём субъектной позиции личности подростка), Л.И. Божович и Т.Е. Конниковой (учёт возрастных и психологических особенностей пионеров в жизнедеятельности организации), И.П. Иванова (коллективизм и творчество как основа жизнедеятельности пионерских объединений; отношения товарищества как основа отношений в них), В.Т. Кабуша (воспитательные возможности пионерской символики; сущность «пионерской позиции»), К.Д. Радиной (развитие общественной активности пионеров). Помимо этого, обосновывая социально-педагогические характеристики пионерского объединения, мы опирались на изучения взглядов руководителей пионерских объединений, точек зрения современных пионеров на сущность своей организации.
Рассматривая пионерство как сложную, системную и многогранную категорию, выделим следующие основные аспекты её функционирования: ценностный, деятельностный и отношенческий.
Пионерство – это система ценностей, которая положена в основу жизнедеятельности пионерских объединений. Данный аспект играет особо важную роль, поскольку пионерские объединения относятся к группе общественных формирований детей, базирующихся именно на системах ценностей. Пионерство – это образ жизни человека, основанный на соответствующей системе ценностей. Пионерство – это предлагаемая пионерским объединением подростку и культивируемая в её жизнедеятельности жизненная позиция члена детской общественной организации (по отношению к миру, к людям, к своей организации и к себе самому), базирующаяся на принятой в объединении системе ценностей, формирующаяся на основе, в частности, соответствующего образа жизни, и реализуемая в жизнедеятельности пионерского коллектива.
Говоря о ценностном аспекте пионерства, можно утверждать, что базовые его компоненты в целом принимаются сегодня подавляющим большинством известных нам, реально действующих пионерских объединений. «Пионерские ценности» («ценность» – «значимость объектов окружающего мира для человека…, выраженная в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях»), кладутся в основу жизнедеятельности пионерских объединений и предлагаются объединением подростку в качестве важнейшего условия для его членства в нём.
Ещё в марте 1990 года на Всесоюзной конференции пионерских работников была разработана памятка «Вступающему в пионерскую организацию» и выработаны включённые вместе с нею на X-м Слёте в Устав СПО (ФДО) СССР «Заповеди пионерской жизни» (заповеди – «важнейшие и нерушимые принципы жизнедеятельности»): «Единство слова и дела», «Чести и Совести», «Заботы и милосердия», «Дружбы и товарищества», «Равенства и справедливости». По сути дела это была первая попытка в новейшей истории пионерского движения выделить ценности, присущие пионерскому объединению на основе интеграции традиционного и нового.
Тогда же появился девиз «За Родину, Добро и Справедливость!», который сегодня является девизом и СПО-ФДО, организации-правопреемника ВПО, и многих общественных формирований юных, в частности пионерских. Поскольку девиз как символ ближе всего стоит к формулировке цели жизнедеятельности объединений, Родина, Добро, Справедливость – ценности, которые можно отнести сегодня к базовым для пионерского объединения, соответствующим целям его функционирования. Тот факт, что эти ценности являются в настоящее время в значительной степени общими для различных детских общественных объединений, лишний раз указывает на их сущностное родство.
Исторический анализ, а также анализ практики современных пионерских объединений позволяет конкретизировать положенные в её основу ценности категориями, которые могут быть представлены и как принципы жизнедеятельности пионерских объединений, отражающиеся в содержании их деятельности, основах отношений в них и в подходах к функционированию, а также являются основой жизненной позиции пионеров. Обозначим важнейшие из них:
- Патриотизм, гражданственность, уважение всех людей, живущих на планете;
- Гуманизм, альтруизм (бескорыстие);
- Забота, созидание, стремление улучшить свою и окружающую жизнь.
- Коллективизм, товарищество;
- Демократизм, самодеятельность;
- Творчество, игра и романтика.