Понедельник, Мая 06, 2024
   
Шрифт

Московская    Городская

Пионерская    Организация

Пионер! Будь готов служить Родине, Добру, Справедливости!  Всегда готов!

Об общем и особенном

Индекс материала
Об общем и особенном
Пионерские организации
Интеграционный процесс
Эти категории
Политическая социализация
Модели
Все страницы

Чтобы разобраться в данном вопросе, попробуем в самом общем виде охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию в современном пионерском движении. Но начать нам придётся всё же с исторического аспекта данной проблемы. Анализ ситуации в детском общественном движении РФ в целом с конца XX века и по настоящее время убеждает, что его развитие определялось в этот период наличием двух противоположных тенденций: с одной стороны, дроблением детского общественного движения, а с другой – интеграцией в нём. Эти тенденции характерны и для пионерского движения.

Отметим, что сам факт создания на X-м Всесоюзном пионерском Слёте (1990) «смешанного» Союза как пионерских, так и непионерских общественных объединений, разрешивший ряд противоречий и породивший принципиально новые условия функционирования всего детского общественного движения страны, не прекратил острого кризиса пионерского движения, а усугубил его: началось размывание «пионерского» (особенного) в «детском» (общем). В результате прошедших в последующие годы разрушительных для системы жизнедеятельности пионерских организаций (а их было тогда большинство в регионах РФ) процессов, инспирированных извне, ко второй половине 90-х годов XX века был достигнут пик кризиса пионерского движения. В дальнейшем шёл затяжной переход этого кризиса в фазу «разрешения противоречий», на завершающем этапе которой оно находится, по нашему мнению, в настоящее время. В этот период решались (и сегодня этот процесс не завершён) сложные вопросы о перспективе дальнейшего развития пионерского движения страны и с целевой и содержательной точек зрения, и с точки зрения модели совокупного функционирования пионерских объединений в новых условиях….

Впрочем, и сегодня ситуация в пионерских объединениях остаётся и весьма динамичной, и весьма неоднозначной. Тем не менее, мы попробуем нарисовать, пусть и штрихами, общую картину их совокупного функционирования с точки зрения интересующей нас проблемы.

Во-первых, повторим: современное состояние совокупного развития пионерских объединений в РФ и большинстве стран СНГ должно быть представлено именно как движение (отсутствие общих структур, выраженной системы соподчинения между коллективами и организациями при наличии единых в целом ориентиров, сходных, полностью или частично целей, сохранении базовых традиций и пр.). И, оставаясь, по нашим данным, одним из наиболее массовых и численно растущих отрядов современного детского общественного движения России и стран ряда СНГ, оно имеет выраженные черты неравномерности своего развития по регионам, с выраженной зависимостью от конкретных условий для жизнедеятельности.

Во-вторых, общая картина функционирования пионерских объединений (мы обладаем в определённой мере информацией о жизнедеятельности пионерских объединений в 52 регионах Российской Федерации и во всех бывших союзных республиках СССР) в настоящее время может быть представлена в самом общем виде, следующем образом:


Пионерские организации и объединения (разного масштаба, численности, степени охвата детей и территорий) действуют на территории большинства субъектов РФ и во всех странах СНГ и Балтии, хотя, ситуация в конкретных регионе может отличаться существенно:

  • Сохранилось несколько пионерских организаций в РФ и странах СНГ, которые продолжают действовать (не прерывая свою жизнедеятельность, хотя и подвергаясь определённой трансформации) как прямые правопреемники соответствующей региональной организации ВПО имени В.И.Ленина, сохранив при этом выраженные черты организации и занимающие центральное, а порой и монопольное положение в системе регионального детского общественного движения (Орловская областная пионерская организация «Орлята», организация «Пионеры Башкортостана», Белорусская республиканская пионерская организация и ряд других).
  • Существуют организации, также не прерывавшие своей деятельности, подчёркивающие правопреемнические связи с пионерской организацией региона и сохранившие в названии слово «пионер» (например, Союз пионерских организаций Нижегородской области), но по сути ставшие «зонтичной структурой», союзом, как пионерских, так и не пионерских общественных формирований детей. Пионерская традиция в этих объединениях весома, в том числе и у непионерских объединений, входящих в сообщество. Отметим, такая ситуация не гарантирует от появления рядом с союзом или в его недрах вновь образованной пионерской структуры.
  • В ряде российских регионов сохранились, и все эти годы продолжают действовать сравнительно небольшие по численности и соседствующие с другими детскими формированиями пионерские объединения в форме организации, например, Московская городская пионерская организация (МГПО). Но, и в этом случае, существуют пионерские объединения, не входящие в них.
  • В составе подавляющего большинства региональных СПО, ФДО и т.п. активно действуют пионерские объединения (от первичных коллективов, до районных организаций). Их удельный вес в региональном «объединении объединений» не редко бывает значительным (от 25 до 60%). В ряде случаев прослеживается тенденция к структурированию внутри союза пионерского объединения (программы и т.п.) регионального уровня.
  • В некоторых территориях России в начале 90-х годов XX века пионерские объединения были ликвидированы (полностью или в значительной степени), и несколько лет пионерское движение там было крайне незначительным по масштабу и ярко выражено очаговым. Однако в последние 10-15 лет региональные организации пионеров были вновь восстановлены силами энтузиастов взрослых, порой по инициативе региональной власти, общественных или политических сил (Молдова, а также Волгоградская, Иркутская, Курганская области и ряд других регионов РФ). Не редко они действуют параллельно существующим ФДО.
  • В нынешних условиях ещё немало примеров, когда в рамках или вне рамок региональных структур детского общественного движения есть «островки» пионерского движения в виде отдельных первичных коллективов (Ленинградская, Мурманская, Тверская области и др.). Такая же ситуация наблюдается в ряде стран СНГ, в Средней Азии, Закавказье и странах Балтии. Это происходит, чаще всего, когда пионерские объединения сохраняются или воссоздаются в регионе (стране), где региональная пионерская организация ВПО имени В.И. Ленина, функционировавшая до 1990-91 гг., была «заменена» другими (например, страны Балтии, Армения, ряд регионов РФ) или полностью ликвидирована. Подобное складывалось как результат стойкости взрослых и детей в отстаивании пионерских идей и права ребят и взрослых объединиться в общественное объединение.
  • Помимо всего прочего, следует отметить, что часть детских объединений следовало бы отнести к категории объединений «пионерского типа» (как есть и объединения «скаутского типа» и др.), которые в силу тех или иных причин отказались от части пионерских традиций, слова-символа «пионер» в названии, но сохранили при этом многие базовые сущностные характеристики пионерского объединения.

Таким образом, пионерское движение разнопланово по своему характеру. Впрочем, в движении допустимо наличие общих и особенных черт в жизнедеятельности составляющих его компонентов. Важно лишь, чтобы «особенное» не возобладало на «общим».

Именно опасность того, что «особенное» станет довлеющим в пионерском движении, что могло бы стать губительным для существования пионерских объединений, поскольку понимание сущности пионерского объединения новой эпохи, определение целей функционирования, а значит – возможного и допустимого в нём бывает различным – всё это и обусловило особую актуальность решения в данный период двух взаимосвязанных задач (в этой работе автор принимал непосредственное участие): осмысление принципиальных основ жизнедеятельности современных объединений пионеров и поиск путей и форм пионерской интеграции.

Выделим некоторые важные «шаги» в решении обозначенных выше проблем, которые были предприняты в прошедшие два десятилетия.

1991 – 1995 годы: прошла серия встреч руководителей пионерских организаций РФ и были проведены «Пионерские клубы» сборов ФДО «Юная Россия» во ВДЦ «Орлёнок», на которых взрослыми была достигнута договорённость о мерах по консолидации пионерских сил, а пионеры-подростки включились в поиск сущностных характеристик своих объединений. В частности, участники центра «Открытая проблема» сбора-старт ФДО «Юная Россия» (1991) в Открытом письме впервые обрисовали облик пионера 90-х годов XX века и его организации.

В 1992-1999 годах существовало Пионерское Содружество как неформальное объединение в рамках СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия», в состав которого входило более 40 региональных  пионерских и «смешанных» детских общественных объединений страны. Были разработаны Пионерская Декларация, в которой предпринималась попытка осмыслить сущность современного пионерского движения взрослыми, и договор «О Пионерском Содружестве» (1992), где намечались шаги по сближению пионерских сил; были инициировано проведение общепионерских операций: «Эстафета Радости» (1992), «Венок Славы» (1994-1995), «От сердца к сердцу» (1999-2001), общепионерской викторины по истории Пионерии (2001-2002).

И хотя самостоятельным общественным объединением федерального уровня Содружество не стало, постепенно формировалось ядро заинтересованных во взаимодействии пионерских объединений. Выделились «центры притяжения пионерских сил». Важнейшие: Минск (БРПО), Москва (МГПО) и взаимодействующий с ней Волгоград, Орёл (пионерская организаций «Орлята»). Были зарегистрированы как межрегиональные организация «Пионеров - юных ленинцев» с центром в Санкт-Петербурге (1996) и «Пионерское Содружество» в Орле (1999).


Не смотря на все сложности, интеграционный процесс в пионерском движении продолжался. Он стимулировался встречами пионерских работников (Орёл – 1994, Санкт-Петербург – 1997, Минск – 1998, Брянск – 1999, Москва – 2003, 2004, Волгоград – 2005),  проведением в период с 1997 по 2007 годы серии международных сборов (слётов и лагерей актива) в Ялте, Минске, Брянске, Орле, Липецке, Волгограде, Москве. Был опубликован ряд работ по пионерской проблематике, разработаны новая редакция Пионерской Декларации (1998) и Договор «О взаимодействии пионерских объединений РФ» (2004), завершившие на данном этапе процесс осмысления руководителями пионеров и самими ребятами современной сущности своих объединений и пионерского образа жизни в новых условиях.

Общее представление о пионерском объединении и пионере нового века в наибольшей степени сближает пионерские организации. Именно здесь коренится наше главное «общее». Остановимся на этом подробнее.

Для характеристики сущности современных пионерских объединений нами было введено понятие «пионерство».

В основу понимания сущности современного пионерства положены, в частности, идеи педагогических концепций И.Н. Жукова (длительная воспитывающая игра как основа жизнедеятельности общественных объединений детей), М.В. Крупениной (гармонизация интересов коллектива и личности в детском движении; комплекс знаний и умений, обеспечивающих рост пионера как члена организации), Н.К. Крупской (ведущая роль социально значимой и организаторской деятельности в жизнедеятельности пионерских объединений); научные позиции Г.М. Иващенко и Л.В. Алиевой (развитие самодеятельных начал пионерского объединения, формирование в нём субъектной позиции личности подростка), Л.И. Божович и Т.Е. Конниковой (учёт возрастных и психологических особенностей пионеров в жизнедеятельности организации), И.П. Иванова (коллективизм и творчество как основа жизнедеятельности пионерских объединений; отношения товарищества как основа отношений в них), В.Т. Кабуша (воспитательные возможности пионерской символики; сущность «пионерской позиции»), К.Д. Радиной (развитие общественной активности пионеров). Помимо этого, обосновывая социально-педагогические характеристики пионерского объединения, мы опирались на изучения взглядов руководителей пионерских объединений, точек зрения современных пионеров на сущность своей организации.

Рассматривая пионерство как сложную, системную и многогранную категорию, выделим следующие основные аспекты её функционирования: ценностный, деятельностный и отношенческий.

Пионерство – это система ценностей, которая положена в основу жизнедеятельности пионерских объединений. Данный аспект играет особо важную роль, поскольку пионерские объединения относятся к группе общественных формирований детей, базирующихся именно на системах ценностей. Пионерство – это образ жизни человека, основанный на соответствующей системе ценностей. Пионерство – это предлагаемая пионерским объединением подростку и культивируемая в её жизнедеятельности жизненная позиция члена детской общественной организации (по отношению к миру, к людям, к своей организации и к себе самому), базирующаяся на принятой в объединении системе ценностей, формирующаяся на основе, в частности, соответствующего образа жизни, и реализуемая в жизнедеятельности пионерского коллектива.

Говоря о ценностном аспекте пионерства, можно утверждать, что базовые его компоненты в целом принимаются сегодня подавляющим большинством известных нам, реально действующих пионерских объединений. «Пионерские ценности» («ценность» – «значимость объектов окружающего мира для человека…, выраженная в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях»), кладутся в основу жизнедеятельности пионерских объединений и предлагаются объединением подростку в качестве важнейшего условия для его членства в нём.

Ещё в марте 1990 года на Всесоюзной конференции пионерских работников была разработана памятка «Вступающему в пионерскую организацию» и выработаны включённые вместе с нею на X-м Слёте в Устав СПО (ФДО) СССР «Заповеди пионерской жизни» (заповеди – «важнейшие и нерушимые принципы жизнедеятельности»): «Единство слова и дела», «Чести и Совести», «Заботы и милосердия», «Дружбы и товарищества», «Равенства и справедливости». По сути дела это была первая попытка в новейшей истории пионерского движения выделить ценности, присущие пионерскому объединению на основе интеграции традиционного и нового.

Тогда же появился девиз «За Родину, Добро и Справедливость!», который сегодня является девизом и СПО-ФДО, организации-правопреемника ВПО, и многих общественных формирований юных, в частности пионерских. Поскольку девиз как символ ближе всего стоит к формулировке цели жизнедеятельности объединений, Родина, Добро, Справедливость – ценности, которые можно отнести сегодня к базовым для пионерского объединения, соответствующим целям его функционирования. Тот факт, что эти ценности являются в настоящее время в значительной степени общими для различных детских общественных объединений, лишний раз указывает на их сущностное родство.

Исторический анализ, а также анализ практики современных пионерских объединений позволяет конкретизировать положенные в её основу ценности категориями, которые могут быть представлены и как принципы жизнедеятельности пионерских объединений, отражающиеся в содержании их деятельности, основах отношений в них и в подходах к функционированию, а также являются основой жизненной позиции пионеров. Обозначим важнейшие из них:

- Патриотизм, гражданственность, уважение всех людей, живущих на планете;

- Гуманизм, альтруизм (бескорыстие);

- Забота, созидание, стремление улучшить свою и окружающую жизнь.

- Коллективизм, товарищество;

- Демократизм, самодеятельность;

- Творчество, игра и романтика.

Именно эти категории были отражены как «пионерские ценности» в Пионерской Декларации и Договоре «О взаимодействии…». Они же дают основание выделить как важнейшие характеристики пионерского объединения: цель, заключающуюся в оказании помощи пионеру в познании и улучшении окружающего мира и себя, в его гражданском становлении; общественный характер; принципы функционирования как самостоятельного, гуманистического, патриотического объединения детей и взрослых; ярко выраженную социальную направленность многопрофильной личностно ориентированной деятельности, включаясь в которую, пионеры на посильном уровне участвуют в созидательной общественной практике, удовлетворяя свои интересы и потребности; отношения, базирующиеся на принципах коллективизма и товарищества, пронизанность жизнедеятельности самодеятельными началами, творчеством, игрой, самобытными традициями.

Вопрос о пионерских традициях, их сохранении или отказе от их части в современных условиях является важным и требующим специального рассмотрения. Мы же подчеркнём только: традиционное играет значительную роль в жизнедеятельности формирований сегодняшних пионеров. В целом же, как показывает наблюдение, в соблюдении пионерских традиций у пионерских объединений начала XXI века общего значительно больше, нежели особенного.

К устоявшимся пионерским традициям могут быть отнесены:

  • Базовые принципы функционирования объединения.
  • Ведущие нормы жизни члена объединения (в частности, законы, обычаи).
  • Пионерская символика, атрибутика, ритуалы.
  • Адекватные цели пионерского объединения, исторически сложившиеся дела и направления деятельности.
  • Принятая в пионерском движении система отношений.
  • Отработанные в передовом опыте принципы функционирования организации, её структур, органов управления и самоуправления.
  • Формы и приёмы, создающие неповторимый облик объединения, самого пионера, включая традиционные названия и песенный репертуар.

Как отмечалось выше, между объединениями, позиционирующими себя как пионерские, есть и различия, связанные с отдельными аспектами их жизнедеятельности, некоторые из которых являются существенными, в частности касающихся элементов системы традиций, пионерской символики, целеполагания. Различаются они между собой по степени и по характеру обновления методического арсенала, принципов функционирования. Имеются, например, пионерские объединения, принявшие на вооружение систему ступеней роста пионера, систему взрослого членства (БРПО, МГПО, Волгоградская, Орловская, областные, Краснодарская краевая, Вязьминская районная пионерские организации и ряд других), строящие жизнедеятельность разновозрастных коллективов. Но есть и такие, где сохранился принцип комплектования коллектива пионеров «класс-отряд»; имеется верхняя возрастная граница для детей – 14 лет, после достижения которой дети по традиции «передаются» в молодёжную организацию.

Современные пионерские объединения можно, на наш взгляд, классифицировать с точки зрения интересующей нас проблемы «общего и особенного» по целому ряду признаков, в том числе и перечисленных выше. В то же время более существенным в этом смысле видится характер их взаимосвязи с базовыми компонентами социально-политической и духовной сфер общества. Это обусловлено тем, что именно он затрагивает сущностные характеристики сообществ пионеров как общественных объединений: степень их самостоятельности, возможность осуществлять как приоритетные цели, связанные с интересами детей, строить жизнедеятельность объединения на самодеятельной основе. Исходя из вышесказанного, пионерские объединения могли бы быть сгруппированы в частности:

  • По степени влияния на них государства и государственных структур. Наибольшая степень «огосударствления» наблюдается в БРПО, Башкирской республиканской и Орловской областной пионерских организациях. Эти организации могут быть отнесены к категории «общественно-государственных» или даже «государственно-общественных» (по классификации Р.А. Литвак). В то же время большинство пионерских организаций напрямую не находится под руководством (хотя в той или иной мере и форме поддерживаются) государственных органов и учреждений.
  • По мере включённости в систему школы. Более половины пионерских объединений (по данным нашего исследования) базируются в школах и занимают в школьной системе определённое (порой центральное) место. Другие действуют преимущественно во внешкольной среде.
  • По характеру их организационных и иных связей с политическими организациями. Среди сегодняшних пионерских объединений есть припартийные формирования, хотя их и относительно немного (межрегиональная организация «Пионеров юных ленинцев», существующая под эгидой РКРП, пионерские организации Приморья, Иркутской области, республики Саха-Якутия, ряд объединений Московской области и других регионов России, поддерживаемые КПРФ). В то же время, большинство пионерских организаций придерживаются принципа неприпартийности и отказа от вовлечения детской организации в непосредственную политическую борьбу взрослых.

Именно это, последнее, пожалуй, в наибольшей степени «разводит» сегодня пионерские объединения на отдельные отряда в рамках пионерского движения. И вопрос здесь стоит принципиальный.

Конечно, пионерскому объединению изначально свойственна ярко выраженная общественная направленность жизнедеятельности. Другое дело – вопрос о допустимости в нём общественно-политической деятельности и, особенно – о его участия в политической борьбе взрослых.

Мы согласны с О.С. Коршуновой в том, что детское общественное объединение полностью вне политики быть не может. Действительно, общественные объединения, в том числе детские, являются частью общественно-политической сферы общества. Это относится и к объединениям пионеров, тем более что в число ценностей пионерства входят политические категории «патриотизм», «гражданственность».


Политическая социализация детей – необходимое средство воспитания юных граждан. Таким образом, элементы общественно-политической деятельности в пионерских объединениях возможны. Вместе с тем, сказанное выше напрямую связано с определением педагогически обоснованной  «меры  политичности» (термин Э.С. Соколовой и Г.М. Иващенко).

Эта мера, по нашему мнению, должна быть установлена, с одной стороны, исходя из возрастных и психологических особенностей подростков. С другой стороны, – с учётом конкретной ситуации в стране, в т.ч. степени напряжённости политической ситуации и стремления взрослых политических сил привязать к себе детские объединения, а значит, в первую очередь, исходя из педагогической целесообразности (в частности, с точки зрения обеспечения безопасности детей и сохранения самостоятельного, самодеятельного характера их формирований) их участия в любом аспекте общественно-политической деятельности.

Анализ опыта показывает, что большинство пионерских объединений основывается в решении данной проблемы на выводах педагогической науки и практики о том, что излишняя политизации детского общественного объединения противоречит их возрастным и психологическим особенностям; незавершённость формирования абстрактного мышления, нестабильность психики ребёнка; отсутствие у него глубоких знаний, жизненного опыта и т.д. препятствуют сознательному участию детей этого возраста в политической деятельности, что грозит развитием начётничества, формализма, слепого копирования взрослых, и, как показывает опыт, в.т.ч. раннего этапа истории пионерского движения, приводит к отрицательному результату. И поэтому они воздерживаются от вовлечения пионеров в политическую борьбу взрослых и от жёсткой организационной привязки к любым политическим силам в современном российском обществе.

Сказанное выше, впрочем, не означает ни полного отрицания возможности поддержки детского общественного движения, его отрядов, пионерского в том числе, общественными и политическими силами взрослых, ни отрицания в принципе любых аспектов общественно-политической деятельности в объединении, готовящем юных патриотов.

Таким образом, «особенное» в жизнедеятельности различных пионерских организаций и объединений РФ и ряда стран СНГ, как показывают проведённые нами исследования, являются весьма весомым фактором в развитии современного пионерского движения. Вместе с тем, проведённый анализ позволяет сделать вывод: несмотря на наличие особенностей, формирования пионеров XXI века, как правило, обладают сходством ценностной основы своей жизнедеятельности, базовых традиций, содержания и организации деятельности, а также принципов функционирования и отношений, что даёт основание отнести их именно к пионерской составляющей современного детского общественного движения.

Мы попытались рассмотреть проблему общего и особенного в жизнедеятельности современных объединений пионеров (никак не претендуя на полноту решения проблемы) на уровне движения. Можно рассмотреть эту же проблему на примере функционирования конкретной пионерской организации, например Московской городской пионерской организации.

За более чем 18 лет своей новейшей истории эта организация накопила немалый опыт коллективной жизнедеятельности её структурных подразделений: территориальных пионерских организаций (ТПО) и пионерских дружин МГПО. За эти годы был подготовлен, принят и отработан на практике пакет директивных и методических документов, охватывающий практически все стороны жизнедеятельности организации: права и обязанности пионеров, система самоуправления и функционал пионерских поручений; поощрения и взыскания; подходы к подготовке и приёму в организацию новичков и к работе с малышами – «искорками»; системы роста пионера и взрослого членства….

Едиными является символика, ритуалы, атрибуты, иные компоненты пионерских традиций, и многое другое. Впрочем, оговоримся: в практической реализации всех этих, привычных для пионеров, членов МГПО вопросов, конечно, имеются исключения из правил и свои нюансы. Но такие, которые, оттеняя и подчёркивая самобытность и традиции отдельных пионерских объединений, думается, не препятствуют тому, чтобы организация пионеров Москвы оставалась единой организацией и именно организацией, хотя и действующей «очень рассредоточено».

Таким образом, ничего удивительного в том, что общего в её жизнедеятельности будет значительно больше, нежели особенного, нет.

Вместе с тем, не затрагивая вопроса о «единичном» и «частном», т.е. самобытности отдельных пионерских коллективов МГПО, хотелось бы остановиться на том «особенном» в жизнедеятельности нашей организации, на что городской Совет обратил внимание при подготовке к IX-му Московскому городскому пионерскому Слёту (ноябрь 2009 года).

Анализ показал, что практически все девять структурных подразделений МГПО действуют в рамках документов, планов и программ организации по своим моделям. Данная ситуация как раз и обуславливается «рассредоточенностью» функционирования первичных объединений организации, которую, в свою очередь задаются рядом факторов, главным из которых является конкретные условия жизнедеятельности коллективов.


Модели, о которых было упомянуто выше, достойны специального рассмотрения. Здесь мы ограничимся лишь тремя примерами, не затрагивая содержательной стороны деятельности тех или иных объединений, а останавливаясь лишь на организационной стороне вопроса:

  • В МГПО пять ТПО, которые имеют свою структуру в виде «малых» дружин, отдельных отрядов и пионерских штабов (РПШ). В качестве примера функционирования модели ТПО МГПО можно привести сложившиеся подходы к организации жизнедеятельности «Тимирязевской пионерской республики» («ТПР»), организации, объединяющей три дружины, РПШ и инструкторский отряд, базирующиеся как в школах, так и в клубах по месту жительства в нескольких районах Северного Административного Округа (САО) Москвы. «ТПР» имеет свой план работы в рамках плана всей организации, свои внутренние дела; при подготовке к части дел МГПО (например, к турслёту или спартакиаде) проводит свои аналогичные дела для того, чтобы направить для участия в нём сборную команду. Впрочем, при подготовке к «Гайдаровской поверке» (празднику-смотру символики, ритуалов, пионерских традиций) «ТПР» предпочитает организовывать участие в ней каждой из своих дружин…. Инструкторский отряд и пионерский штаб являются реальными организаторскими центрами ТПО, которые сейчас добиваются, чтобы каждая дружина имела свой план работы, дополняющий и преломляющий к своим возможностям общие программы ТПО и всей организации пионеров Москвы.
  • Из четырёх пионерских дружин МГПО (отдельное структурное подразделение, действующее самостоятельно и имеющее отрядное деление) отметим дружину МГПО «Красная Пресня» (ЦАО), базирующуюся в школе и немало делающую для того, чтобы разнообразить школьную жизнь. Краснопресненцы имеют хорошие связи с управой района, советом ветеранов и рядом общественных организаций, что позволяет им существенно расширять сферу своей работы, на что и нацелены отряды дружины. Дружина МГПО «Сигнальщики» (САО), базируется в клубе по месту жительства. Поскольку большая часть пионеров живут рядом, здесь активно используются клубные формы, позволяющие сделать график работы коллектива практически ежедневным.
  • В Кировской районной пионерской организации (СВАО) специфика модели функционирования заключается в том, что вокруг организаторского центра ТПО – инструкторского отряда «Товарищ» и РПШ «Комиссары» формируются отряды центральной сводной дружины, которые в свою очередь способствуют появлению первичных коллективов ТПО, являющихся помощниками во внеклассной работе ряду школ – резервным базами организации и учреждению дополнительного образования – её главной базе.

Конечно, для того, чтобы данные модели жизнедеятельности пионерских объединений сложились, требуются условия. И важнейшим из них, а, если брать шире, то важнейшим фактором, как для сохранения общего, так и для наличия особенного и единичного в жизнедеятельности МГПО являются взрослые члены организации – Инструктора Пионерии, объединённые в отряды сводной инструкторской дружины МГПО. Педагогическая позиция товарищества, принятая инструкторами, система обмена опытом и взаимной помощи между ними помогают сохранить единство организации, не подавляя, а развивая многообразие в жизнедеятельности пионерских объединений организации пионеров Москвы.


Лебедев Дмитрий Николаевич,

Координатор Московского городского Совета пионерской организации, кандидат педагогических наук.

Фотохроника

Изображения не найдены

Через невозможное - вперёд

«ЧЕРЕЗ НЕВОЗМОЖНОЕ – ВПЕРЁД!» Когда детскому коллективу, с которым и в котором ты работаешь, десятки лет от ...
Подробнее...

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых

Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых в детском общественном объ...
Подробнее...

Пионеры XXI века

«ПИОНЕРЫ XXI ВЕКА — КТО ОНИ?» О жизни современной пионерии рассказывает Координатор Московского городского...
Подробнее...

Социально-педагогический потенциал

«Пионерство и его социально-педагогический потенциал» («Молодёжные и детские общественные объединения: пр...
Подробнее...

Оглядываясь вперёд

ОГЛЯДЫВАЯСЬ ВПЕРЕД (Немного из прошлого пионерской дружины «Сигнальщики) Почему-то в преддверии тех или ин...
Подробнее...

Об общем и особенном

ОБ ОБЩЕМ И ОСОБЕННОМ В СОВРЕМЕННОМ ПИОНЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ Знакомство с тематикой исследований, проведённых к...
Подробнее...

В тебя, Пионерия, верю я!

«В ТЕБЯ, ПИОНЕРИЯ, ВЕРЮ Я! ШАГАЙ ВПЕРЁД, ПИОНЕРИЯ!» Время стремительно мчится вперёд, что-то оставляя в прошл...
Подробнее...

Воспоминания ветерана

ВОСПОМИНАНИЯ «ВЕТЕРАНА» М-да.… Задали задачку, о которой никогда не задумывался. Конечно, получив в 2002 году&...
Подробнее...

Воспитательный потенциал

Воспитательный потенциал межвозрастного взаимодействия детей, подростков и взрослых в детском обществен...
Подробнее...

Взаимодействие

Взаимодействие детской общественной  организации и образовательного учреждения. Взаимоотношения детск...
Подробнее...

Вехи истории Московской Пионерии

ВЕХИ ИСТОРИИ МОСКОВСКОЙ ПИОНЕРИИ (70-ые – середина 80-х годов XX века) Период 70-х – середины 80-х годов прошло...
Подробнее...

Яндекс.Метрика

------
© 19 мая 1922 - 2024 Московская Городская Пионерская Организация
Сбросить установки