Индекс материала |
---|
Воспоминания ветерана |
1 сентября 1984 |
Как снег на голову |
В конце сентября |
В 1993 году |
Все страницы |
1 сентября 1984 года я встал в 6 утра, надел школьную форму, взял цветы и направился к двери. Остановил меня возглас матери: «Ты куда?»
-В школу, ответил я.
- Но ты же там теперь работаешь!
- Ну, да, - отвечаю на автомате, ничего не понимая, так как ещё не проснулся.
- Переодевайся, давай, школьник!
В школе №701 проработал полтора года. Моей напарницей была Аня Дмитриева, моя ровесница, так же как и я, выпускница РПШ, но в отличие от меня, бывшей ассистентом наградного Знамени, вручённого ВПО на пионерском параде 1982 года на Красной площади. Это время запомнилось мне вожатскими семинарами, и тем, что меня, как не прошедшего (не понимаю до сих пор, как это могло быть!) утверждения на РК ВЛКСМ … не посвятили в вожатые. «Нет, так нет» - решил я, но на ритуале Посвящения вместе со всеми произнёс слова клятвы пионерского вожатого: «… Весь пыл комсомольского сердца отдать служению детям!...». А через полгода тот же РК ВЛКСМ направил меня, тогда 17-летнего, работать на XII Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в качестве зам. начальника штаба фестивального объекта по воспитательной работе – старшим пионерским вожатым лагеря участников детской программы фестиваля. С удовольствием вспоминаю это время и людей, с которыми работал в лагере: ребят из педотряда мехмата МГУ, работников штаба нашего объекта, ребят из спортшколы «САМБО-70» и их директора Д.Л. Рудмана, а особенно – детский фольклорный ансамбль «Росинка» объединённого клуба МИД и МВТ СССР и их вожатую, студентку МГУ Аню Федотову…
Вот только представьте! Тихий московский вечер. На крыльце ФМШ-интерната №18, где мы жили, сидят мальчишки и девчонки из ансамбля «Росинка», выходят «подышать свежим воздухом» и наши комсомольцы-члены штаба объекта. И вдруг, в тишине, детский голосок начинает: « -Ой, то не вечер, то не вечер»… Песню подхватывают все, раскладывая её на голоса… Русские народные песни сменяют украинские и наоборот. Честно, очень не хватает теперь таких вечеров. Иногда бывает похоже, когда в «Парусном», лагере актива РПО «Раменки», после трудного, но прекрасного дня мы поём у костра наши пионерские и бардовские песни.
В армию меня провожали всей школой. И как водится, пожелали вернуться обратно в школу.
В армии, получая письма, посылки и поздравления от штабистов РПШ «Радуга», с гордостью отвечал на недоумённые вопросы сослуживцев: «Это что же за организация такая, что тебе посылки шлёт?» «Обычная, пионерская» - отвечал я, понимая, как мне завидуют многие, и сердце переполнялось гордостью за свой штаб, за свою организацию!
Демобилизовавшись, я не выдержал положенных двух месяцев отдыха, и отправился устраиваться на работу в школу. В 701-й моё место было занято «молодым специалистом» и в райкоме комсомола посоветовали устраиваться в школу №888, где место вожатого было вакантно.
В «трёх восьмёрках» меня встретили приветливо, но несколько насторожено. Ещё бы, только после армии, что он может! Но первые дела, проведённые с моим участием, растопили недоверие. Моей напарницей в пионерской дружине имени Толи Шумова, жившему до войны в двух шагах от нашей школы, стала выпускница РПШ «Радуга» Татьяна Матвеева (ныне Татьяна Евгеньевна Шишикина – директор Центра внешкольной работы «Раменки»). А наставниками (и всегда союзниками!) – директор школы Нина Николаевна Бабаханян, учитель истории народный учитель РСФСР Григорий Матвеевич Плоткин, военрук полковник Владимир Николаевич Курашов.
Вместе с ребятами-старшеклассниками наладили школьное радио, попытались создать свой рок-клуб. Рок, не рок, но дискотечные программы для ребят проводили. И какое-то время они пользовались успехом. Начали проводить пионерские военно-туристические слёты с обязательным посещением войсковых частей, играть в «Зарницу», по-серьёзному изучая воинскую науку. Отбоя от желающих выехать на «ВТС», то есть в лес на два с половиной дня, просто не было! В дружине создан отряд барабанщиков «Сигнальщики». 20 барабанщиков и 2 горниста – штука сильная! Когда мы выходили куда-то строем дружины, соседские бабушки, заслышав звук горна и барабана, вскакивали со своих скамеек и бежали смотреть на нас, приговаривая: «Господи, наконец-то пионеры опять появились!» И это-то во время Советской власти!
За время работы в школе №888 я многое понял и многому научился: окончил курсы повышения квалификации в Московской Комсомольской школе, директором которой тогда была И.Н. Муравьёва, написал программу деятельности пионерской дружины. Понял, что по-старинке работать с пионерами уже нельзя – время стремительно меняло общественный уклад…
Увы, больше двух лет проработать в дружине мне не дали. Начался предпоследний этап горбачёвской «перестройки». Секретарю РК ВЛКСМ не понравилось то, как я выполнял свой функционал. И, не смотря на то, что дружина была по-настоящему пионерской, (а узнать о том, как я работаю с октябрятами по подготовке к вступлению в ВПО приезжал даже корреспондент «Пионерской правды»!), работали вожатые старшеклассники, пионеры научились разделять понятия «школа» и «пионерская организация» (в одном классе, по решению сбора, отряд разделился на два, и это дало прекрасные результаты!) мне «устроили» профсоюзное собрание, после которого, конечно, моя работа на прежнем месте была уже невозможна.
Через пару лет я понял основную цель собрания и понял позицию секретаря РК ВЛКСМ – Пионерия становилась не нужна, а я мог попортить немало крови её «закрывателям».
Пришлось уйти из Кунцева в Гагаринский район. В комсомольско-молодёжную школу №1119, которую открывал в 1986 году лично 1 Секретарь МГК КПСС Б.Н. Ельцин, пожелавший в своей речи пионерам «Расти настоящими коммунистами!». В эту школу пригласил меня мой армейский товарищ - учитель физики, заядлый турист и КСПшник Салават Ахметов.
Увиденное в школе не обрадовало. На кособокой стойке в пионерской комнате 5-6 отрядных флажков, несколько неразборчиво написанных стендов и… всё!
Спрашиваю у напарницы, проработавшей в дружине два года: «А когда сбор Совета дружины? А сколько отрядов в дружине?» И получаю исчерпывающий ответ: «Отрядов? Ну… где-то около 20-и… А Совет дружины мы в этом году не выбирали…» Ну и дела!!! Месяц присматривался. Совета дружины действительно нет. Пионерских отрядов – 23. О том, что такое Пионерия дети отвечают скупо. Наиболее распространённый ответ. «Ну, это такая организация». В школе царствует «КДС»- клуб дальних странствий, подмявший под себя и объединённый школьный комсомол, и пионерскую дружину. Решаю, что делать. В октябре собираем сбор формального актива дружины. Выбранные делегаты сбора не всегда даже знают о том, что у них есть какое-то поручение. Но, лиха беда начало. Рассказываю ребятам легенду Льва Кассиля о Синегории, предлагаю стать дружиной «Страна Лазоревых гор» и попытаться сделать свою пионерскую работу интересной и полезной. Сомнения у ребят были: «А сможем ли стать синегорцами по-настоящему?», но привычка голосовать «как надо» играет свою роль. Название, герб, девиз и флаг приняты большинством голосов. Решено временно, пока нет Совета дружины, собирать Совет командиров отрядов (одновременно решено, что Председатели Советов отрядов станут командирами со всеми «вытекающими последствиями»…) Начал вести агитацию в 3-4 классах. Пугал детей трудностями пионерской жизни. Всё равно пришли. Началась «Школа будущего пионера» по моей системе: история ВПО плюс выбранная специальность, чтобы знать , что делать в Пионерии. В Москве бум «дископефроменса» - прообраза сегодняшнего «Стартина». Команда дружины – победитель межрайонных и городского туров этой игры. По «телемосту» перетанцовываем школьников Нью-Йорка…