Индекс материала |
---|
Система взрослого членства как средство гармонизации отношений детей и взрослых |
Позиция взрослых |
Поиск решения |
Содержание документа |
Инструктора объеденяются |
Все страницы |
Под гармонизацией отношений в системе «дети-взрослые» в современном детском общественном объединении нами понимается определение характера взаимодействия детей и взрослых (и соответствующей педагогической позиции последних), адекватного сущностным характеристикам детского общественного, в нашем случае – пионерского объединения; выработка комплекса методов и приёмов, позволяющих взрослым реализовать на практике свои роли в такого рода объединении без ущерба для его самодеятельного характера, с одной стороны, и всесторонне обеспечить жизнедеятельность объединения в процессе реализации ими своих, «взрослых» функций, – с другой.
Отметим: отношения в системе «дети–взрослые» в разные периоды истории пионерского движения нашей страны складывались по-разному, ибо различными были статус и позиция взрослого, как в движении в целом, так и применительно к конкретному пионерскому объединению, хотя всегда она отличалась двойственностью. Кратко остановимся на этом важном вопросе.
Суть двойственности позиции взрослого-вожатого в первое десятилетие существования пионерского движения заключалась в следующем: с одной стороны, он – уполномоченный комсомолом руководитель детской организации, а с другой – член организации, выполняющий «взрослые» функции. Подобное положение, по нашему мнению, являлось следствием того, что немалая часть первых пионервожатых вышли из скаутских формирований, в которых было взрослое членство. В то же время, многие вожатые, направленные на работу с пионерами комсомолом, рассматривали её именно как поручение молодёжной организации.
Весь последующий период функционирования ВПО имени В.И.Ленина старший вожатый дружины характеризовался также с двух позиций (хотя и иных) – как представитель комсомола, т.е. член другой организации, и как член педагогического коллектива школы, на базе которой создавалась дружина. Один из принципов деятельности пионерской организации формулировался как «самодеятельности пионеров в сочетании с педагогическим руководством».
Данная ситуация в немалой степени была задана действовавшей в то время моделью организации, которая базировалась в школе, была напрямую включена в систему ее работы, а также особой ролью комсомола как «вожатого пионеров». Из этой модели следовало, что вожатый был скорее не в составе организации, а фактором внешним по отношению к ней.
По представленным в феврале 1983 года данным исследований, проводимых Московском горкомом ВЛКСМ (приводим по записям, сделанным на совещании методистов районных Домов и Дворцов пионеров Москвы), около 80% старших пионерских вожатых города с опытом работы более 3-х лет (опытные вожатые) определяли себя в качестве «наставника», «организатора пионерской работы», «педагога, работающего с организацией», «взрослого человека, осуществляющего помощь и контроль за пионерской работой». Членами организации они себя не позиционировали.
Преодолеть такого рода отстраненность удавалось лишь относительно небольшой части старших пионерских вожатых: по нашим наблюдениям (в то время методиста по работе со старшими вожатыми Кировского р-на Москвы), либо способным изначально занять соответствующую воспитательную позицию по отношению к пионерам, либо прошедшим хорошую школу работы в активе пионерской организации и позднее ставшим вожатыми.
Именно отстранённость вожатого от пионерского объединения, типичная для периода существования ВПО имени В.И.Ленина и порождённая моделью функционирования организации в то время, вызывала в массовой практике многие проблемы в системе отношений «дети-взрослые». Дополнительные сложности создавало то, что эта многомиллионная организация не имела своих кадров взрослых (напомним, старшие вожатые – кадры системы образования, руководители организаций – комсомольские работники). Особенно заметно отстранённость взрослого от пионерского коллектива проявлялась на отрядном уровне. Главным взрослым для пионеров там являлся классный руководитель, т.к. класс и отряд фактически были чаще всего идентичны, а комсомол не сумел обеспечить все пионерские отряды вожатыми. Учителя же, в большинстве своем, вольно или невольно переносили в пионерский отряд формы и методы руководства, знакомые им по учебно-воспитательному процессу. В результате, вместо субъект-субъектных отношений, в наибольшей степени адекватных взаимодействию взрослых и детей в детской общественной организации, превалировали авторитаризм или опекающая забота взрослого, существенно осложнявшие реализацию на практике социально-педагогических возможностей пионерских объединений.
В начале 80-ых годов прошлого века была сделана попытка рассмотреть роль учителя в пионерской организации с позиции педагогического обеспечения. Оно понималось как совместная деятельность педагогов (представителей школы) и вожатых (представителей комсомола), направленная на создание благоприятных условий для реализации воспитательных возможностей пионерской организации и личностного развития её членов. В совместной деятельности педагогам рекомендовалось выполнение следующих функций: диагностика уровня развития пионерской самодеятельности; стимулирование активности пионеров; обеспечение преемственности в обучении организаторской деятельности; коррекция противоречий в организации деятельности пионеров, тормозящих развитие самодеятельных начал; организация общественной поддержки деятельности отряда.